О переизбытке торговых площадей в Москве разговоры начались 3–4 года назад. До кризиса девелоперами было построено в столице около 7 млн кв.м качественных торговых площадей – примерно по 70 кв.см на каждого москвича. Это один из немногих критериев, по которым Москва соответствует нормам европейских городов (западная норма обеспеченности торговыми площадями – 80 кв. см на человека). Правда, в московской статистике отсутствуют такие популярные форматы, как вещевые рынки, где закупается значительная часть жителей столицы. Если до кризиса все жилые и офисные проекты были априори успешны, то среди торговых центров проколы встречались. Например, полупустым стоял торговый центр «Гвоздь», расположенный на пересечении Волоколамского шоссе и МКАД, не оправдал ожиданий инвесторов «Европарк» на Рублевском шоссе и «Наутилус» у метро «Лубянка». Однако в целом картина выглядела вполне пристойной: уровень вакантных площадей составлял 1–2%. С кризисом жизнь владельцев ТРЦ серьезно осложнилась. Сегодня, по данным компании Knight Frank, в Москве пустует около 10,5% качественных торговых площадей. А до конца этого года на рынок выйдет еще 600 000 кв.м, в результате, доля вакантных площадей увеличится до 12%. Естественно, пустуют комплексы не равномерно. Например, ТРЦ «Золотой Вавилон Ростокино», общей площадью 240 000 кв. м оказался слишком большим для кризисного рынка, в результате, на момент открытия около 70–80% площадей в нем пустовало, сегодня – около 30%. В других комплексах пустует около 5%, но есть и такие, у которых даже в разгар кризиса вакантных мест не было, а сегодня ритейлеры записываются в лист ожидания, в котором и без них уже сотня желающих. Slon.ru при помощи компаний Cushman & Wakefield, Penny Lane Realty и Jones Lang LaSalle составил список самых популярных торговых центров Москвы, – тех, у кого нет проблем ни с покупателями, ни с арендаторами. Главным критерием при определении успешности комплексов стала проходимость – количество покупателей, посещающих комплекс в течение дня.