Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Некоторое время назад Россия совместно с Китаем, Узбекистаном и Таджикистаном направила генеральному секретарю ООН Международный кодекс по обеспечению безопасности в сфере информации, а фактически – предложения по международному регулированию интернета. Документ, после обязательных слов о полном уважении прав и свобод в информационной области, предусматривает введение ограничений на распространение информации, «подстрекающей к терроризму, сепаратизму или экстремизму, подрывающей экономическую, политическую и социальную стабильность других стран», а также установление системы международного управления интернетом.
Двое из четырех инициаторов введения этого регулирования: Китай и Узбекистан – признаны организацией «Репортеры без границ» врагами интернета, а Россия попала в список стран, находящихся «под наблюдением», и демонстрирует устойчивый рост числа преследований пользователей Сети, иллюзий питать не стоит.
Если ООН признает эти принципы, это даст возможность правительствам ограждать своих граждан от «нежелательной» информации из-за рубежа, то есть практически творить в национальных сегментах всемирной паутины все, что душе будет угодно.
Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дунья Миятович уже раскритиковала эту инициативу и напомнила о том, что в июне этого года представители ООН, ОБСЕ, Организации американских государств и Африканской комиссии по правам человека и народов приняли Совместную декларацию о свободе выражения мнений и интернете, и посоветовала государствам применить рекомендации, изложенные в ней.
Эти Принципы сильно расходятся с практикой взаимодействия власти и интернета в России. Ось противников свободы интернета постепенно формируется: Китай, Белоруссия, Северная Корея, Таджикистан, Узбекистан. В этот ряд может вскоре встать и Россия.
Slon.ru приводит основные положения Совместной декларации ООН о свободе выражения мнений в Интернете, Дамир Гайнутдинов обращает внимание на то, что многие инициативы регулирования интернета в России слабо соотносятся с декларацией ООН, еще меньше с декларацией ООН соотносится реальная практика регулирования интернета:

Принципы, декларируемые ООН и ОБСЕ Регулирование Интернета
в России
Предложения, содержащиеся
в проекте Международного кодекса по обеспечению безопасности в сфере информации
Интернет играет преобразующую роль как средство предоставления права голоса миллиардам людей во всем мире и существенного расширения их возможностей получать информациюСистемное регулирование интернета в России отсутствует. Законопроекты об интернете периодически публикуются и даже вносятся в Госдуму, однако до принятия закона дело пока не дошло Необходимость предотвращения использования коммуникационных технологий для нарушения международной стабильности и безопасности
Некоторые правительства предпринимают попытки значительно ограничить свободу выражения мнений в интернете вопреки нормам международного праваПубликации в интернете все чаще становятся основаниями для уголовного преследования по делам об экстремизме Сотрудничество в целях ограничения распространения информации, подстрекающей к терроризму, сепаратизму, экстремизму, или подрывающей политическую, экономическую или социальную стабильность других стран
Государства обязаны содействовать обеспечению всеобщего доступа к интернет В целях обеспечения доступа в интернет максимальному количеству граждан закон «О связи» устанавливает, что в поселениях с населением не менее 500 человек должен быть создан хотя бы один пункт коллективного доступа к интернету. В России принят ряд нормативных правовых актов, призванных способствовать большей информационной открытости органов государственной власти, в том числе путем размещения информации в интернете, однако в значительной степени эти акты не исполняются Установление прозрачного и демократического международного управления интернетом с целью обеспечения всеобщего доступа и безопасного функционирования интернета
Право на свободное выражения мнения может быть подвергнуто определенным ограничениям, однако любое ограничение должно соответствовать нормам и принципам международного праваПередача информации через интернет признается публичным распространением в целях уголовного (по делам об экстремизме, клевете и оскорблении) и гражданского (по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации) законодательства
Регулирование интернета требует особого подхода по сравнению с другими средствами коммуникацииВ закон «О СМИ» внесены изменения, учитывающие специфику интернет-СМИ.
Провайдеры не должны нести ответственности за контент, к созданию которого они не имеют отношенияВ последнее время активизировалась дискуссия о необходимости разграничения ответственности за содержания размещаемой в интернете информации между пользователями, провайдерами и владельцами сайтов
Фильтрация контента и блокирование доступа к информации – исключительные меры, оправданные только при соответствии международным нормамВ России распространена практика привлечения к ответственности библиотекарей за отсутствие контент-фильтров на компьютерах книгохранилищ.