Европе мало финансового кризиса Еврозоны: неделю назад Международное агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ) сообщило об обнаружении в Чехии, Словакии, Польше, Австрии и ряде других регионов Европы, включая южную Швецию, изотопов радиоактивного йода-131. Сейчас, после весенней аварии в Японии на АЭС «Фукусима», связанной с сильнейшим цунами, в Европе каждое сообщение о выбросе радиоактивных частиц воспринимается крайне болезненно. А тут не абы что, а страшный «радиойод»! 
И хотя спустя несколько дней источник был найден – в Венгрии, на предприятии, производящем медицинские препараты, – и хотя уровень загрязнения ничтожен даже по сравнению с естественным фоном, эта история вновь напрягла общественность. Тем более, что в успокаивающие заявления обычно уже никто не верит. 
Для начала – а что такое, вообще, естественный радиоактивный фон? Многие ведь уверены, что «радиацию выдумали ученые». На самом деле, она есть и была всегда: собственно говоря, мы сами – источник радиации в электромагнитном тепловом диапазоне. Если говорить об излучении, которое вызывает ионизацию атомов, и, вследствие этого – распад молекулярных структур нашего тела, то оно бывает трех видов: это альфа-, бета- и гамма-излучение. Альфа-лучи – это достаточно тяжелые ядра атома гелия-4, гамма-излучение – это самое жесткое электромагнитное излучение, своего рода «черный свет», а бета-излучение, которое характерно для йода-131 – поток электронов. Все эти виды излучения присутствуют на нашей планете, и за год средний человек получает как минимум 0,5 биологических эквивалентов рентгена (бэр) или 500 микроЗивертов.(мкЗв) 

Бета-излучение легко экранируется несколькими метрами воздуха и листом металла толщиной в пару-тройку миллиметров. Но если оно не экранируется, а имеет возможность контактировать с живой тканью, то оказывает сильнейшее разрушающее действие на глубину нескольких миллиметров. Беда в том, что сам источник этого излучения – атом йода. 

А йод очень нужен живым организмам. Разумеется, речь идет о нерадиоактивном йоде-127. Этот редкий и крайне рассеянный на Земле элемент входит в состав так называемых тиреоидных гормонов, вырабатываемых щитовидной железой. Они нужны для роста, развития и правильного обмена веществ организма. Если его не хватает – развиваются опасные заболевания, которые приводят и к физическому разрушению организма, и к ментальному – проще говоря, кретинизму. Проблема поступления йода в организм в нужном объеме признается одной из важнейших мировых проблем в области профилактики целого ряда заболеваний. 

По этой причине организм человека жадно ловит йод из окружающей среды. Если его организму не хватает. И радиоактивный йод-131 ведет себя как «троянский конь», внедряясь в щитовидную железу и начиная ее уничтожать своим бета-излучением. Появляется слабость, отупение, лень, скачки кровяного давления, затем выползают другие опасные признаки. И в худшем случае все заканчивается очень плохо. 

Однако не все так печально. Если в организме достаточно йода-127, то он «теряет интерес» к излишкам этого вещества – по той причине, что йод – сильный химический яд, и организм начинает его усиленно выделять. Воистину, тут действует принцип «клин клином вышибают»: химическая ядовитость обеспечивает защиту от радиационной опасности. Только нельзя переусердствовать – если перебрать со столь специфическим противоядием, то можно легко отправиться к праотцам безо всякой радиации. Это как раз тот случай, когда паника смертельно опасна. Повторюсь: никакого «профилактического» употребления аптечных противорадиационных препаратов йода быть не может – их пьют только тогда, когда есть пик «радиойодовой» опасности! 

Более надежным в долговременном плане считается регулярное поступление йода в биологически нужном количестве. Именно поэтому в в 50-е годы ХХ века очень активно стали пропагандировать употребление пищевой соли с добавлением йода. Это не только компенсация природной нехватки йода в отдельных регионах планеты, но и защита от радиоактивного йода-131, которого в те годы было достаточно много: ядерные испытания тогда шли полным ходом. 

А радиоактивный йод-131 как раз и образуется в результате деления урана и плутония, которые, собственно говоря и являются «атомной взрывчаткой». Образуется он и при реакциях в атомном реакторе – поэтому наблюдался значительный выброс его в результате аварии в Чернобыле, а так же на «Фукусиме». Достаточно короткоживущий (его период полураспада составляет всего 8 суток), он, тем не менее, в связи со своей биологической активностью, считается одним из самых опасных радиоактивных изотопов. 

А откуда взялся тогда радиоактивный йод в Венгрии, в Институте изотопов? Дело в том, что его там делают. Разумеется, никакой бомбы не взрывают – он получается в специальных научных реакторах при облучении мишеней из теллура. Радиоактивный йод-131 – это важный препарат для медицины. Он применяется для диагностики и лечения онкологических заболеваний щитовидной железы. Радиоактивный йод специально дают пациенту и с помощью датчиков следят за его локализацией в щитовидной железе. Примечательно, что до йода особо охочи злокачественные клетки, и поэтому они начинают его интенсивно собирать, не подозревая, что этот йод убьет их. При этом радиоактивный йод может обезвредить и метастазы, где бы они ни находились. Это, конечно, не панацея, но более прогрессивный и эффективный метод, чем ранее применявшаяся лучевая терапия с помощью внешнего источника. 

Так что то ничтожное количество радиоактивного йода-131, которое было обнаружено в Европе, демонстрирует эффективность системы мониторинга за радиоактивными утечками. С другой стороны, правильное, полноценное питание с достаточным количеством «правильного» йода при таких уровнях загрязнения само по себе служит защитой от непрошеного изотопа. И не надо травить свой организм ударными порциями этого вещества, к которому изумительно подходят слова великого врача Теофраста Бомбаста фон Гогенгайма, более известного как Парацельс: «Все есть яд и все – лекарство, вопрос только в дозе».