Двадцать пятый выпуск рубрики проекта «ПостНаука» на Slon. Подборка самых интересных видео недели с небольшими комментариями от специалистов «ПостНауки». Сегодня у нас: чем анализ жестов может быть полезен с медицинской точки зрения, как влияли на Украину русско-польские войны и в какой ситуации мы выбираем между репродукцией и выживанием.

Как решить: репродукция или выживание?

Принятие решений, в том числе и у человека, не обязательно аналитический мыслительный процесс, определяющий, какие последствия будет иметь выбор того или другого варианта. Поведенческая экология пытается объяснить многообразие форм поведения и его эволюцию, и в терминах этой научной дисциплины принятие решения не более (но и не менее) чем неслучайный выбор из имеющихся возможностей.

Под приспособленностью понимают количество копий генов, которые мы распространяем в популяции или в череде поколений. Правильное решение всегда этот показатель повышает. В современной парадигме существует замкнутый круг: решение правильное, потому что оно повышает приспособленность, а повышает оно ее потому, что правильное. Однако отказываться от этой парадигмы пока рано, да и не нужно.

Центральный компромисс – выбор между репродукцией и выживанием. Мы можем направить время и энергию на размножение, а можем – на выживание, развитие, рост, самоподдержание и так далее. Понятно, что в рамках современной парадигмы выживание – просто средство размножения. Но в данном случае выбор таков: я могу отказаться от размножения сейчас и отложить его на более благоприятное время в будущем, когда шансов, что оно окажется успешным, будет больше. Таким образом я повышаю свою приспособленность. Репродуктивные решения связаны с тем, когда и сколько вложить в размножение.

Видео на сайте: http://postnauka.ru/video/35048

Русско-польская война 1654–1667 годов

Эта война была для России очень тяжелым испытанием, однако она дала толчок становлению ее могущества как доминирующей в Восточной и Центральной Европе державы. Именно тогда решалось, кто будет определять политическую карту и атмосферу в регионе, Россия и Речь Посполитая.

Кампания 1655 года развивалась для России успешно: укрепилась власть царя над Украиной, над Войском Запорожским, была занята почти вся Белоруссия. В 1655 году русские войска взяли Вильно, вышли к Бресту и на западные рубежи Великого княжества Литовского. Государь теперь именовал себя Великия, Малыя и Белыя России самодержцем и даже Великим князем Литовским. В Москве полагали, что война окончена: действительно, Речь Посполитая находилась в крайне сложном положении, ведь в июле 1655 года против нее начала военные действия еще и Швеция.

Украина фактически раскололась на Левобережную и Правобережную. Правобережная оказалась под властью Польши, а Левобережная признавала русского царя. Установилось хрупкое равновесие, обусловленное неспособностью обеих сторон продолжать активные боевые действия. В дело вступили дипломаты. С 1664 года происходили мелкие стычки и малая война на границах. И до 1667 года переговоры продолжались, пока наконец не был заключен мир. По перемирию на тринадцать с половиной лет, заключенному в деревне Андрусово, Россия сохраняла не всю Украину, что присягала ей в 1654 году, а только ее левобережную часть. А из территорий, отвоеванных у Великого княжества, только Смоленск. Полоцк и Витебск пришлось отдать, хотя Польша тоже не смогла оборонять их и отбить вооруженной рукой.

Видео на сайте: http://postnauka.ru/video/35041

Язык жестов есть, а словаря нет

Слово «жест» очень многозначно. Например, оно может употребляться в значении «поступок» и не иметь семиотического смысла. Жест – это и телесный знак. А это означает, что он имеет форму, то есть его можно наблюдать, слышать, видеть. Он имеет смысл. Этот смысл часто бывает каноническим, укорененным в данной культуре и требует фиксации в словаре, точно так же, как фиксируются в словаре значения слов и более сложных единиц, например фразеологизмов.

Один из классов жестов называется регулятивным, потому что они регулируют общение. Например, когда происходит устный экзамен, студент остается один на один с преподавателем, и тот сидит как истукан, слушая ответ. Студенту в этой ситуации будет, скорее всего, неуютно. А если экзаменатор отрицательно качает головой, дело совсем плохо. А вот кивок – ободрение, хотя он вовсе не означает, что преподаватель со всем в ответе согласен, может быть, студент вообще чушь несет. Но это академический кивок, то есть регулятивный жест, знак того, что информация воспринята, вас внимательно слушают. И жест «стоп» – тоже регулятор: «Остановись, дай мне сказать».

Как соотносятся жесты с тем или иным типом или жанром коммуникации? Что такое театральные жесты? Они всегда немного утрированы, потому что есть два адресата: зритель и партнер на сцене. Очень интересна коммуникация врача с пациентом, тут целый пласт, жесты также могут быть симптомом телесной патологии. И, к сожалению, нет ни одного словаря на эту тему. Был бы очень полезен иллюстративный словарь жестов, которые помогали бы начинающим медикам. То есть по многим походкам, позам можно ориентировочно определить класс болезней, быстрее поставить диагноз, хотя бы предположить, в каком направлении стоит копать диагносту.

Видео на сайте: http://postnauka.ru/video/35038