В Белоруссии, как когда-то в СССР, государственные органы производят всевозможные планы в огромных количествах. Каждому промышленному предприятию вне зависимости от формы собственности власти (иногда – правительство, иногда – местные исполкомы) навязывают планы по производству, экспорту, валютной выручке, росту социальных обязательств перед работающими сотрудниками.
Аналогичные задания получают магазины, школы (рост успеваемости учеников), больницы (рост объема оказываемых платных услуг), милиционеры (план по минимальному количеству собранных штрафов за рабочую смену получает каждый гаишник персонально), налоговые органы, сотрудники МЧС, санэпидемстанция и руководители троллейбусных парков. Даже у белорусской олимпийской сборной всегда есть государственный план по количеству собранных медалей.
Для предприятий планы разрабатываются на год, а отчитываться по темпам их выполнения перед властями руководителям нужно ежеквартально. Если задание, спущенное сверху, по каким-то причинам не выполняется, к руководителю нерадивого коллектива применяются «дисциплинарные меры».
Если речь идет о государственном предприятии, это может быть штраф, выговор, понижение зарплаты или увольнение. Иногда – в исключительных случаях – директору грозит тюремное заключение, но не сразу, а после проверки предприятия комитетом государственного контроля, который в этом случае обязательно обнаружит факты хищения госсредств или «преступной халатности». Аналогичными последствиями невыполнение планов грозит мэрам, губернаторам и министрам. Свою задачу, выраженную в конкретных цифрах, имеет каждый город, регион и ведомство. Поэтому вполне логично, что к доведенным плановым показателям все относятся с трепетом.
Но в Белоруссии плановые показатели навязывают не только государственным, но и частным компаниям, в том числе, тем, которыми владеют иностранцы. Называется все это, разумеется, немного по-другому, но суть остается та же. Компания, которая не соответствует представлениям белорусских властей о прекрасном, чаще всего просто лишается налоговых бонусов, которыми обладала на первоначальном этапе.
Самый распространенный способ получить налоговые льготы – занести компанию в список резидентов Свободной экономической зоны. За это полагаются и другие бонусы: таможенные преференции, возможность покупки участка для строительства завода или фабрики по сниженной цене и т.д. Объемы льгот не унифицированы: с каждым инвестором договариваются в индивидуальном порядке.
Попасть в «зону» может тот производитель (и только производитель), который пообещает правительству, что будет не только создавать рабочие места, но и продавать значительную часть (обычно – 70%) своей продукции на экспорт, тем самым выравнивая сальдо внешней торговли Белоруссии. Инвесторам такие предложения обычно нравились: после недавней трехкратной девальвации национальной валюты и вступления республики в Таможенный союз с Россией и Казахстаном, многие нацеливались на производство товаров, востребованных партнерами Белоруссии по экономической интеграции.
Но только их никто не предупредил, что планы им будут навязывать все более амбициозные, а налоги вне свободной экономической зоны в Белоруссии часто оказываются запредельными. В частных беседах многие бизнесмены жаловались мне на то, что иногда власти специально разрабатывают заведомо невыполнимые планы по росту экспортных показателей, чтобы иметь возможность заставить инвесторов платить налоги по полной.
Вот и сейчас комитет госконтроля
пригрозил исключить из числа резидентов СЭЗ всех недобросовестных экспортеров. Жертв может быть много: особенно много новых предприятий в «зонах» появилось в 2011 году. По состоянию на начало года, их в стране насчитывалось уже 524, а год назад было всего 322. Суммарные объемы экспорта резидентов СЭЗ в 2011 году составили $2,3 млрд – на 30% выше, чем в 2010 году.
Хуже всего то, что не выполнивших план штрафников тут же начинают прессовать налоговики и другие проверяющие структуры. Если у бизнесмена нет «крыши» в виде добрых отношений с верхушкой местной властной вертикали, ревизоры могут попросту заставить его продать бизнес государству или конкуренту и сбежать из этого «налогового рая в сердце Европы». Часто это очень похоже на привычный в других странах СНГ рейдерский захват, только называется в Белоруссии это по-другому.
Директор компании «Флекс-н-Ролл» Борис Стерин, которого отчитали на недавнем заседании комитета госконтроля, признавался, что считает такие претензии надуманным. За прошлый год объемы экспорта на его предприятии выросли в два раза. Проблема возникла из-за того, что продажи на внутреннем рынке выросли в пять раз, и норма в 70% выполнена уже не была. Исходя из логики государства, объясняет директор, ему нужно было отказывать в отгрузках местным заказчикам. Здесь белорусские чиновники сами не знают, что творят: то они говорят о необходимости минимизации импорта, то вставляют палки в колеса тем, благодаря кому он снижается.
Правительство Белоруссии уже
запланировало, что в 2012 году все белорусские предприятия суммарно должны поставлять на экспорт 65% своей продукции, и лишь 35% – на внутренний рынок. Задание уже распределено между конкретными заводами. Эксперты, впрочем, сомневаются в том, что этот план вообще можно выполнить. А иностранным инвесторам нужно быть готовым к тому, что главный спрос будет с них, а не с убыточных и неэффективных государственных заводов.