После небольшого дипломатического скандала с участием Майкла Макфола, посла США в России, и группы невероятно осведомленных тележурналистов – до такой степени осведомленных, что невольно возникает ощущение, а нет ли у этих журналистов доступа к условному гугл-календарю посла, который так удачно позволяет им оказываться рядом с Макфолом в любом месте, куда бы он не пошел, – остался вопрос, было ли то, что случилось с послом, абсолютно беспрецедентным случаем, каким его считает сам Макфол.

Вопрос можно разбить на две части. Если спросить, правда ли, что с послами в России ничего подобного никогда не случалось, – то ответ будет «нет». Увы, такие истории случались с дипломатами и иностранцами в России и раньше.

Посланники Эстонии и Великобритании на протяжении долгого времени сталкивались с атаками молодых банд, аффилированных с Кремлем. Бывший московский корреспондент британской «Гардиан», Люк Хардинг сообщал и о нападениях на себя, в конце концов, он просто лишился возможности выполнять свою работу в России. Стоит, однако, отметить, что Хардинг виновным в своем преследовании считает секретные службы России. О притеснениях в России заявляли не только послы и журналисты, но и рядовые сотрудники дипломатических ведомств других стран.

Вторая часть заданного вопроса имеет прямое отношение к тому, как посол использует социальные медиа. И тогда ответ – «да»: присутствие американского дипломата в цифровом публичном пространстве беспрецедентно. Кажется, Макфол дальше других своих коллег, обладающих столь же высоким статусом, продвинулся в использовании «цифровой дипломатии», новой идеи Государственного Департамента США. И речь идет не только о страничке посла в Facebook, насчитывающей почти 3000 френдов, или твиттер-аккаунте с 22 000 фолловеров. В цифрах количества френдов и фолловеров нет ничего сверхъестественного, они вполне достижимы для любого публичного человека. Но, вот что действительно привлекает внимание, так это то, что Макфол, с его активностью в социальных сетях, вошел в топ-10 самых влиятельных блогеров России.

И это должно показаться читателю странным. Макфол, в конце концов, не гражданин России. Россияне, как правило, вовсе не интересуются международной политикой, и русская блогосфера здесь вовсе не исключение. То есть, интересом русской аудитории к внешней политике и представителям других стран, влиятельность аккаунтов Макфола объяснить нельзя.

Если посмотреть на цифры Яндекса, на пике кризиса в Ливии, в конце августа 2011 года, только 0,27% российских постов в интернете упоминали Ливию, сегодня только 0,04% постов упоминают Сирию, другую ключевую внешнеполитическую тему.

Пульс блогосферы по запросам «Сирия» и «Ливия»:

График

На этом фоне, Макфол не так уж и популярен. Его имя упоминается только в 0,01% постов блогосферы за неделю (упоминание его фамилии, написанной по-английски, еще менее часты), пик упоминаемости Макфола был в период, когда его только назначили, но назвать цифры значительными тоже сложно – 0,03%

Пульс блогосферы по запросам «McFaul» и «Макфол»:

График

В реальности же, Соединенные Штаты так и не являются для российской политики фактором исключительно международной повестки. Америка воспринимается в большей степени в контексте внутриполитических проблем и дискуссий в России, и иногда выступает даже фактором формирования политической идентичности тех или иных сил. Вторым таким фактором внутренней политики является Китай, но мы видим, что США упоминаются на порядок чаще, чем Китай, – в более чем половине одного процента постов в блогосфере. Пульс блогосферы по запросам «Китай» и «США»: График
И эта роль Америки стала еще более очевидна в последние месяцы, когда Путин начал обвинять США, и, в особенности, Госдеп в попытках подстегнуть революцию в России. Упоминание Госдепа в блогосфере выросло до рекордных 0,06 в начале декабря 2011 года, и опережает Госдеп по упоминаемости только глава Госдепа Хиллари Клинтон c 0,11% уровнем упоминаемости. Пульс блогосферы по запросам «Клинтон» и «Госдеп» График
И тут надо отметить, что и Хиллари Клинтон и Госдеп куда более упоминаемы, чем Макфол. Пульс блогосферы по запросам «Макфол» и «Клинтон»: График
Пульс блогосферы по запросам «Макфол» и «Госдеп»:

График

Но тогда напрашивается вывод, что популярность Макфола в российской блогосфере и социальных медиа является простой производной того внимания, которое в целом уделяется США, так? Нет, не так. Стоит только сравнить степень упоминаемости Макфола и его предшественника Джона Байерли, контраст становится очевиден: Байерли, один из самых успешных посланников США в России, никогда не набирал больше 0,002% упоминаний в российской блогосфере. Пульс блогосферы по запросам «Макфол» и «Байерли»: График
И если вспомнить, что основные противоречия по выборам – и первые антиамериканские заявления Путина – возникли в то время, когда послом был еще Байерли, то разрыв между ним и Макфолом показывает, что внимание российской аудитории к нынешнему послу обусловлено именно стилем коммуникации Макфола. Есть что-то, что отличает его от других посланников Америки. Что именно? Расскажу в следующей колонке.