Фото: Flickr.com/myMunich

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) неожиданно проявила повышенный интерес к продукции Apple на российском рынке. Сначала ведомство возбудило дело против Федеральной таможенной службы (ФТС), освободившей планшеты iPad от уплаты таможенной пошлины. Затем компания признала двух российских сотовых операторов: МТС и «Вымпелком» – виновными в ценовом сговоре при продажах смартфонов iPhone. 

В случае с iPhone дело уже, по сути, завершено: ФАС отдельно отметила добровольный характер исправления нарушения; теперь операторам предстоит выплатить штрафы. А вот дело ФТС в самом разгаре. Оно, и правда, вопиющее. С сентября прошлого года ФТС предписала считать все планшеты GPS-навигаторами, тем самым подведя их под 5%-ную пошлину. А в феврале ведомство ловко сделало исключение для iPad, разрешив таможенным органам оформлять планшеты Apple как обычные компьютеры, то есть без дополнительной пошлины. В результате, например, Samsung Galaxy Tab – это, по классификации ФТС, GPS-навигатор. А iPad – всего лишь компьютер с дополнительными GPS-комплектующими. 

Признав на формальном уровне исключительность iPad, российская таможенная служба оказалась, что называется, в тренде. Лидерство планшета Apple на мировом рынке этого типа устройств бесспорно. Многие считают, что никаких других планшетов в принципе не существует, а iPad вынужден безальтернативно царствовать в окружении безвкусных и бессмысленных подделок. Российская элита не выпускает из рук айфоны и айпэды, уходящий президент страны не расстается с планшетом Apple даже во время важных заседаний. Но даже если лидерство iPad не оспаривается, стоит ли унижать неудачников дополнительными преградами, не признавая за ними право конкурировать с главным планшетом мира на равных в отдельно взятой стране? На это и обратила внимание ФАС. 

Если ценовой сговор МТС и «Вымпелком» легко объясняется рыночными обстоятельствами (Apple обязала операторов продать определенный объем устройств, но спрос оказался меньше предложения, обязательства выполнить не удалось – пришлось договариваться о единой ценовой политике, чтобы окончательно не задавить друг друга ценовым маркетингом), то о мотивах ФТС, решившей пролоббировать iPad можно только гадать. Что заставило руководителя ФТС Андрея Бельянинова разослать по таможенным органам чуть ли не секретную телетайпограмму с распоряжением оформлять планшеты Apple как компьютеры, с припиской «до особых распоряжений»? Неужели сам президент Медведев написал со своего айфона SMS главе ведомства, недвусмысленно намекнув, что к продукции покойного друга Стива хорошо бы проявить особое уважение?

Эти неформальные особенности регулирования рынка мобильных устройств от нас скрыты и анализу не поддаются. Куда важнее, что возможны они лишь в условиях нынешнего законодательства, совершенно не приспособленного к сегодняшним реалиям и не учитывающего специфику конкуренции на мобильном рынке. 

История с IPad во всех смыслах показательная. Понадобилось несколько лет, чтобы российская таможня научилась хоть как-то четко классифицировать персональные компьютеры. Не так давно из них выделили даже настольные ПК и моноблоки, которые обложили дополнительной 10% пошлиной. Случилось это в тот момент, когда рынок ПК уже близок к рецессии, а будущее компьютерного рынка начинают определять другие устройства. Планшеты, ставшие благодаря Apple трендовым гаджетом двух последних лет, в таможенных правилах до сих пор толком не описаны и по разным классификациям находятся где-то между ПК и GPS-навигаторами. Усиленное лоббирование российской ГЛОНАСС вообще привело к тому, что GPS-навигаторами стали называться все устройства, поддерживающие модуль американской навигационной системы. Правила при этом совсем не учитывают реальную рыночную модель гаджетов, фиксируя лишь их техническую начинку. 

ГЛОНАСС при благополучном развитии может стать прекрасной транспортной навигационной системой и занять прочную нишу на рынке многофункциональных пользовательских навигаторов. Смешно и неправильно регулировать ее развитие правилами, которые считают навигаторами всё: от планшетов до наручных детских часов, предназначенных для определения местонахождения ребенка. Все смешалось в кучу в головах таможенников: персональные компьютеры, планшеты и навигаторы – с тем же успехом можно признать персональным компьютером и навигатором любые смартфоны, а также современные телевизионные системы Smart-tv. А что будет, когда на рынок, как предсказывают настойчивые слухи, поступят телевизоры Apple, начиненные всеми возможными функциями современных мобильных устройств?

Таможенное ведомство и регулирующие органы отстают от рынка, который они усердно регулируют, на несколько лет. Пока они будут классифицировать компьютерные устройства только по техническому признаку, порядка не будет. Нужны рыночные классификации и специалисты, которые бы разбирались в разных сегментах и нишах мобильного рынка. Я не сомневаюсь, что сотрудники российской таможни как пользователи и потребители прекрасно отличают навигатор от смартфона, а планшет от моноблока, ценят и любят хорошие мобильные устройства. Жалко, что большой пользовательский опыт никак не используется при составлении регуляционных и таможенных правил – они остаются архаичными и зачастую вредными. Этим и пользуются те, кто потом отправляют своим подчиненным телетайпограммы с сомнительными, с точки зрения антимонопольного законодательства, указаниями.