Фото: Flickr.com/Balakov

В российском и мировом интернете продолжаются обсуждения на тему того, что стоит за непрекращающимся ростом капитализации различных технологических и, особенно, социальных интернет-компаний. Является ли оценка их бизнеса справедливой и не надувается ли в технологическом секторе новый интернет-пузырь?

Подобные дискуссии наблюдались при выходе на публичные рынки Mail.ru Group (оценка – $5,71 млрд), Yandex (оценка – $8,4 млрд), Zynga (оценка – $8,3 млрд), Groupon (оценка – $10,5 млрд), LinkedIn (оценка – $4 млрд). Теперь внимание мировой общественности, экспертов, финансовой и деловой прессы приковано к выходу Facebook на IPO, которое, вероятно, состоится 18 мая и обещает стать крупнейшим событием такого рода за всю историю интернет-бизнеса. Вчера Facebook установила для первичного размещения диапазон цен для своих акций от $28 до $35 за ценную бумагу. Это означает, что капитализация компании может составить $77–96 млрд. Глава компании Марк Цукерберг в результате может заработать на IPO $1 млрд, а, например, российские акционеры социальной сети – DST и Mail.ru – $900 млн и $400 млн, соответственно.

Откуда эти бесконечные миллиарды? Будучи инвестором в технологические стартапы на ранней стадии и стадии роста, я оцениваю интернет-компании не по стоимости акций на первичном и вторичном рынках, а по их реальным (финансовым и нефинансовым) показателям: выручка, прибыль, свободные денежные потоки, доля на рынке, количество пользователей и т.д. Учитывая эти показатели, можно определить, какое количество денег, в конечном итоге, компании смогут сгенерировать для своих акционеров, кэша готового для выплаты в виде дивидендов, – даже если они никогда не сделают IPO или не будут проданы.

Мне кажется, что IPO и, особенно, оценка стоимости во время IPO таких компаний, как Groupon, Yandex, LinkedIn и Facebook, не несут в себе признаков «набухания» нового пузыря и следующего за ним краха всего интернет-рынка. Оценка их капитализации, без сомнения, впечатляет, но она отнюдь не взята с потолка: компании активно растут, имеют существенный оборот, прибыль, большое количество пользователей, их выручку в теории можно увеличить в 10, а то и в 100 раз. Почему я так думаю? – расскажу на примере Facebook.

Во-первых, Facebook решает очень важную задачу поддержания контактов с существующими друзьями, коллегами, партнерами; оставаясь безоговорочным лидером в своей области (количество пользователей Facebook уже больше 800 млн человек – половина активна каждый день). Во-вторых, рынок общения в социальных сетях еще очень далек от насыщения, а это значит, что увеличить количество ежедневно активных пользователей в 10 раз и монетизацию с каждого пользователя в 10 раз можно – и у Facebook есть все необходимые для этого ресурсы как с маркетинговой, так и с технологической точки зрения.

У Facebook технологически сложный продукт с уникальным, сложно повторимым набором функций, которые позволяют обслуживать огромное количество пользователей. Кроме того, Марк Цукерберг и его высококлассная команда бизнес-менеджеров довольно неплохо научились конвертировать активных пользователей в реальные деньги, тем самым обеспечивая непрерывный поток cash flow в течение долгого времени.

Многие удивляются гигантской оценке капитализации Facebook или тому, что Apple два раза подряд становилась самой дорогой компанией в мире, а ее рыночная капитализация превышала 600 млрд долларов, вплотную приблизившись к мировому рекорду. Сегодня Apple стоит дороже, чем IBM, Microsoft или Intel, и один из ответов на вопрос, почему так происходит, достаточно прост: Apple и Facebook выводят на рынок новые продукты и новые технологии, формируют и удовлетворяют новые потребности конечных пользователей. Microsoft, Intel и IBM хоть и крайне высокотехнологичны, но решают давно существующие задачи, проблемы и нужды потребителей, идя в ногу со временем, но не опережая его.

Кроме того, отличительной чертой бизнес-стратегии Apple и Facebook является умение фокусироваться. Это очень важно. Я думаю, что в ближайшей перспективе компании, обладающие четким фокусом, с высокой долей используемости в этом сегменте, будут более прибыльными, нежели многопродуктовые многосегментные корпорации.

Рассуждая о бурном росте капитализации технологических компаний, угрозе возникновения очередного мыльного пузыря и краха ИТ-индустрии в целом, нельзя забывать, что интернет превратился в существенную часть экономики: практически никакой бизнес нельзя вести без него, а такие компании, как Facebook, Apple, LinkedIn, Groupon, во многом способствуют увеличению эффективности бизнеса. Польза, которую они уже принесли конкретному человеку, компаниям, локальным, национальным, глобальному рынкам, огромна. И пока еще сделано очень мало! Это дает ИТ-компаниям возможность расти намного быстрее по сравнению с бизнесами в любой другой сфере деятельности. IT вообще и интернет в частности способствуют увеличению продуктивности и коллаборативности работы больших групп людей.

Я бы не стал говорить, что нынешняя ситуация похожа на ту, что сложилась в начале 2000-х. Например, то, что я хорошо помню как примету кризиса: многие успешные технологические компании второго уровня, поддавшись всеобщей интернет-истерии, начали скупать непрофильные активы, связанные с интернетом, а затем нести огромные убытки. Помню, небольшая компания Pervasive Software, которая могла бы быть современной MySQL, купила компанию Tango, производившую интернет-сервер приложений (его использовали тогда несколько популярных порталов вроде world.com), начала терять на ней деньги и ресурсы, перестала фокусироваться на своем основном бизнесе и как результат потеряла лидерские позиции на своем сегменте рынка баз данных.

Facebook из-за своей ясной и четкой бизнес-модели в отдаленной перспективе может вырасти примерно в десять раз и по числу подписчиков, и по размеру дохода на одного пользователя. Это сделает Facebook компанией с доходом в несколько сотен миллиардов долларов. В результате, возможно, что в какой-то момент ее капитализация достигнет триллиона долларов. Конечно, никто не должен забывать о конкуренции: и о глобальной, и о локальной – поэтому команде Facebook предстоит еще очень много работать, и очень вероятно, что никакого триллиона не получится.

Да, сейчас рынок интернет-компаний несколько перегрет, но по качественным параметрам он принципиально иной. Так что даже если этот пузырь лопнет, кризиса не случится. Скорее, это будет итог мягкого, очень аккуратного саморегулирования. Но, конечно, теория Карла Маркса работает, а технологическая экосистема более подвижна, потому кризисов и подъемов не избежать.