В свое время, в Стране Советов все ключевые решения принимало руководство КПСС, последние десятилетия режима называвшееся Политбюро. Эти решения формально утверждались на съездах партии, поэтому именно они считались историческими рубежами развития страны. Сессии Верховного Совета лишь технически подтверждали принятые партией решения. При этом ответственность за принятые решения всегда лежала на советских органах, что обеспечивало «правоту» партийных решений независимо от получаемых результатов: если проект, предложенный партией, проваливался или приводил к огромным жертвам, всегда можно было объявить, что виноваты исполнители. Партия не могла ошибаться.
Многим из тех, кто вырос в этой системе, казалось, что в 1991 году с роспуском КПСС настали новые времена. С одной стороны, ситуация в экономике, например, действительно выглядит по-новому. Но с другой стороны, система распределения власти в стране ничуть не изменилась. Была создана администрация президента, в которой принимаются все ключевые политические решения. Символично, что ей достался комплекс зданий на Старой площади, который раньше занимал аппарат ЦК КПСС. Одновременно за все, происходящее в стране, по-прежнему, отвечает Правительство. Народное недовольство направлено на конкретных министров (в последнем Правительстве особо популярными объектами критики были Нургалиев, Фурсенко и Голикова), а вот работники администрации президента всегда остаются «в тени». Замечу, что система назначения министров четко определена законодательством. Назначения же в администрации президента абсолютно непрозрачны. Стоит обратить внимание на то, что формально состав Политбюро ЦК КПСС определялся на основе выборов, так что советская система представляется даже несколько демократичнее нынешней.
Таким образом, с моей точки зрения, система власти, существовавшая при социализме, действует и сейчас, она даже стала более отчетливой. Поэтому для меня переход бывшего министра в администрацию президента представляется усилением, а не уменьшением реальной власти человека. Недавними награждениями гражданам уже дали понять, что оценка деятельности чиновников, исходящая от руководителя страны, может драматически отличаться от той, которую дают этим чиновникам граждане. Высших руководителей это нисколько не волнует. Поэтому ничто не мешает им переместить отраслевых руководителей, неэффективных, по мнению большинства россиян, на позиции, в которых они приобретут даже большее влияние на судьбы соответствующих отраслей.
Есть и такое, что может поколебать пессимизм относительно нынешней сласти. Министром
образования назначен ректор Национального исследовательского технологического университета МИСиС
Дмитрий Ливанов. Под его руководством МИСиС превратился в центр реальных инноваций в российском высшем образовании, эффективно взаимодействующий с работодателями. Имеет большой административный опыт: был статс-секретарем – заместителем министра образования и науки РФ. Все это настраивает на позитивный лад, поскольку к руководству образованием пришел человек, имеющий к образованию и науке самое непосредственное отношение. Но, к сожалению, это частности. А система не поменялась с советских времен. Возможно, стала даже менее прозрачной.
Для меня имеют значения символы. Москвичи заметили недавно появившуюся чугунную ограду вокруг комплекса зданий администрации президента (тех самых, что вмещали когда-то аппарат ЦК). Но ЦК КПСС не мог себе такого позволить: отгораживаться от народа считалось предосудительным. Теперь это идеологическое предубеждение преодолено.