Минкомсвязи подготовило законопроект о внесении изменений в КоАП, а также законы о СМИ и противодействии экстремизму. Поправки, в частности, предусматривают введение ответственности за распространение гиперссылок на экстремистские материалы, а также осуществление СМИ экстремистской деятельности.

В том, что законопроект в ближайшее время будет принят, сомнений нет, а это значит, что скоро за размещение на сайте гиперссылки на материал, включенный в Федеральный список экстремистских материалов, физическое лицо может быть оштрафовано на сумму до 3 000 рублей или арестовано на 15 суток, а деятельность юридического лица может быть приостановлена на 90 суток с конфискацией оборудования.

Редакция СМИ за осуществление экстремистской деятельности, под которой понимается распространение материалов, направленных на возбуждение розни или унижение человеческого достоинства, может быть оштрафовано на сумму до 500 000 рублей, а за оправдание терроризма – до 1 миллиона рублей.

Во-первых, неясно, идет ли речь о ссылке на конкретный экстремистский материал, либо на сайт, на котором такой материал размещен. Известны случаи, когда сайты, на которых среди множества публикаций оказывался один текст или видеоролик, вызвавшие претензии властей, признавались экстремистскими полностью. Яркий пример – порталы liveinternet.ru и tatarlar.ru (п.п. 954 и 955 «списка Минюста»). Учитывая такой расширительный подход правоприменителей, предположу, что ссылка на сайт, содержащий один экстремистский материал, о котором пользователь даже не подозревает, также может послужить основанием для привлечения к ответственности.

Во-вторых, редакция СМИ по закону не обязательно является юридическим лицом. Закон «О СМИ» позволяет ей не регистрироваться в таком качестве, а значит, создаются условия, при которых миллионные штрафы будут применяться выборочно. Очевидно, что радикальные СМИ, действительно использующие «язык вражды», вряд ли будут подавать заявление о регистрации в качестве юридического лица, а значит, новая статья КоАП на них распространяться не будет. И, наоборот, добросовестные независимые редакции, опубликовавшие, например, критическую статью о методах, используемых ФСБ при проведении контртеррористической операции, рискуют быть обвиненными в «оправдании терроризма» со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В-третьих, уже неоднократно упоминавшаяся правовая неопределенность, содержащаяся во всем антиэкстремистском законодательстве, естественным образом перекочевала и в новый законопроект. Абсолютно неконкретные термины «оправдание терроризма», «социальная вражда», «социальная принадлежность» и т. п., создают все условия для произвольного применения репрессивных норм и преследования граждан за критику.

Характерно, что данный законопроект появился как раз в те дни, когда было опубликована позиция Европейской Комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии) по вопросу о российском законе «О противодействии экстремистской деятельности». В докладе, подготовленном по запросу ПАСЕ, отмечается, что закон, затрагивающий фундаментальные права человека, содержит неопределенные формулировки, позволяющие подвергать суровым наказаниям произвольно. При этом, постановления Пленума Верховного Суда РФ о практике по делам об экстремизме и доброй воли российских властей явно недостаточно для того, чтобы правоприменение в этой сфере соответствовало международным стандартам.

Вообще, вряд ли можно говорить о том, что публикация законопроекта стала неожиданной новостью. Об угрозе, которую представляет глобальная паутина, в том числе и с точки зрения распространения экстремизма, не высказался только самый ленивый представитель нынешней российской власти, – отметились и президент, и генеральный прокурор, и МИД, и МВД, и депутаты.

Еще в сентябре 2011 года Россия пыталась «протолкнуть» на уровне ООН Международный кодекс по обеспечению безопасности в сфере информации, который позволил бы правительствам ограничить распространение «подстрекающей к экстремизму и подрывающей политическую стабильность» информации. В декабре того же года на саммите ОБСЕ в Вильнюсе Россия, Белоруссия, Турция и ряд других стран заблокировали принятие Декларации о фундаментальных свободах в цифровой век, подтверждающей универсальный принцип, согласно которому ограничения свободы выражения мнений в Интернете приемлемы только, если они соответствуют установленным международным нормам.

Иными словами, в отношении российских властей к Интернету ничего не изменилось и вряд ли изменится в ближайшем будущем. В нем видят угрозу, сознают, что пускать дело на самотек нельзя и ситуацию нужно как-то контролировать, однако совершенно не представляют, как это сделать. Отсюда и разнообразные бессистемные инициативы по закручиванию гаек и облегчению способов контроля за информацией, вроде «черных списков» сайтов и ответственности за распространение ссылок.