На днях американский BusinessWeek опубликовал рейтинг 122 американских спортивных клубов из основных лиг (американский футбол, бейсбол, хоккей и баскетбол) по их эффективности – насколько затратна каждая из одержанных командой побед. Чем меньше тратят команды на зарплаты спортсменам при равном количестве побед, тем они эффективнее. 

Slon решил попробовать применить подобную методологию к российским клубам. В отсутствие сколько-нибудь достоверных данных о размерах бюджетов хоккейных и баскетбольных клубов (впрочем, у этих лиг были две попытки раскрыть свои бюджеты – баскетбольные клубы опубликовали траты на еще не окончившийся сезон 2012/2013, а хоккейные – экспериментировали с открытостью в сезоне 2008/2009), мы были вынуждены ограничиться Российской футбольной Премьер-Лигой, бюджеты клубов которой оценивались журналом «Финанс» (2009, 2010, 2011, в 2011 году – совместно со Sports.ru).

Методология

Мы оценивали результаты клубов, принимавших участие во всех трех последних завершенных сезонах РФПЛ – 2009, 2010 и 2011/2012 годов (поэтому в рейтинге нет, к примеру, ««Анжи»» Сулеймана Керимова, вернувшегося в Премьер-Лигу только в сезоне 2010). Всего таких клубов набралось 12, но 2 из них – ««Спартак-Нальчик»» и ««Томь»» вылетели из Премьер-Лиги по итогам сезона 2011/2012 годов, поэтому эффективными их траты назвать не получится – они представлены в таблице ниже справочно. Напомним далеким от российского футбола читателям, что до сезона 2011/2012 годов чемпионаты России разыгрывались в течение одного календарного года по так называемой системе «весна-осень», а начиная с сезона 2012/2013 чемпионат будет разыгрываться по европейской системе «осень-весна». Чтобы перейти на новую систему, чемпионат 2011/2012 годов разыгрывался полтора года. Для целей нашего рейтинга мы учитывали только те результаты, которые были достигнуты клубами в 2011 году, когда между собой играли 16 клубов (в 2012 году они были поделены на две восьмерки). В среднем российские клубы набирают по 41 очку за сезон внутреннего чемпионата, тратя на это в среднем по $46,5 млн. Помимо результатов российского первенства (Кубок России мы не учитывали), дополнительные очки получили клубы, принимавшие участие в еврокубках: по 6 и 2 очка за победу и ничью в рамках розыгрышей Лиги Чемпионов (вне зависимости от того, приводили ли победы к дальнейшему продвижению по турниру), а также по 3 и 1 очку за победу и ничью в рамках розыгрышей Лиги Европы. Также бонусные очки начислялись за медали внутреннего первенства – по 20 очков за чемпионство, по 10 за серебряные медали и по 5 за бронзовые. Однако из-за своеобразия сезона 2011/2012 (фактически сезон 2011 не был завершен), дополнительные очки за медали получили только медалисты 2009 и 2010 годов.

Получается, что самый эффективный клуб Премьер-Лиги в 2009–2011 годах – «Ростов», на каждое очко которого затрачивалось всего $607 000, в то время как, к примеру, питерский «Зенит» расточительнее «Ростова» более чем в 2 раза. Конечно, верные болельщики «Зенита» вряд ли сочтут траты своего клуба неэффективными – «Зенит» выиграл последние 2 чемпионства и довольно удачно выступает в еврокубках. А вот фанатам «Динамо» от признания того, что их клуб – самый расточительный в стране, пожалуй, никуда не деться – в исследуемый период команда явно не блистала.

Место Клуб Траты на 1 очко, $ млн Разница со средним значением
по лиге, $  млн
* Спартак-Нальчик 0,379 -0,511
I Ростов 0,607 -0,282
II Амкар 0,661 -0,228
III ЦСКА 0,702 -0,187
IV Крылья Советов 0,773 -0,116
* Томь 0,773 -0,116
V Рубин 0,920 0,031
VI Спартак 1,122 0,233
VII Локомотив 1,216 0,326
VIII Терек 1,278 0,389
IX Зенит 1,354 0,465
X Динамо 1,454 0,565

* прим. Спартак-Нальчик и Томь приведены справочно: по итогам сезона 2011/2012 они вылетели из Премьер-Лиги