Проект бюджета, опубликованный Минфином, разозлил президента Владимира Путина. Он не увидел там денег на выполнение своих предвыборных обещаний в части социальной политики и поддержки бюджетников, здравоохранения, образования, ЖКХ, развития Вооруженных сил, модернизации ОПК и др. Нет четкого решения и по проблеме «пенсионки». Президент предложил премьеру Дмитрию Медведеву даже объявить выговоры министру регионального развития Олегу Говоруну и министру труда Максиму Топилину за то, что они не подготовили конкретных предложений по майским указам президента и балансировке пенсионной системы. Премьер Дмитрий Медведев уже взял под козырек и готовит предложения о «взыскании» министрам.

По словам Путина, прозвучавшим на совещании в Сочи, вообще не проработаны вопросы развития Дальнего Востока, улучшения кадровой политики на государственной и гражданской службе, не предусмотрены деньги на снижение процентов по ипотеке для льготных категорий граждан, зарплатам научных сотрудников и преподавателей. В итоге президент подчеркнул, что предлагаемый проект бюджета делает невозможным выполнение заявленных в мае обязательств.

На выполнение всего обещанного, по расчетам экспертов Центра развития НИУ ВШЭ, необходимо дополнительно около 1,5 % ВВП. Только где же их взять? Исходя из базового прогноза Минэкономразвития, рост ВВП в ближайшие три года не превысит 3,7–4,5%, дефицит бюджета в следующем году составит 0,8% ВВП, и даже эти прогнозы некоторые эксперты называют слишком оптимистичными.

О том, что правительство кряхтит над бюджетом и не может сварить кашу из топора, знали все. Знали также, что заявленные обещания невыполнимы. Так всегда бывает, когда решения принимаются волевым образом, исходя не из экономических соображений.

Деньги на оборонку и «силовиков» решено было брать у здравоохранения и образования. Несколько дней назад не выдержал замминистра экономики Андрей Клепач и признался, что желания с действительностью никак не сходятся. На заседании в Общественной палате замминистра заявил, что та бюджетная конструкция, которая сейчас выстраивается, не позволяет в ближайшие три года решить заявленные задачи развития и реформирования науки, образования и здравоохранения. Клепач прямо сказал, что обещанного роста зарплат бюджетникам не будет. В правительстве понимали, что они нарвутся на неприятности, но, по словам того же Клепача, уповали на чудо.

В структуре бюджета предусмотрен планомерный рост расходов на правоохранительную деятельность, оборону и социальную политику. Расходы на «силовиков» в следующем году составят почти 1,6 трлн рублей, в 2015 – 1,7 трлн рублей. Траты на оборонку к 2015 году составят также около 1,7 трлн рублей. Расходы на социальную политику вырастут на 567 млрд рублей. Зато затраты на здравоохранение уменьшаться на 132 млрд, а на образование – на 33 млрд. Почти вдвое будут урезаны федеральные расходы на физическую культуру и спорт. Сократят финансовую поддержку СМИ и ЖКХ. Особенно изменения заметны, если смотреть не в миллиардах, а в процентах от общего объема расходов.

При этом постепенно на протяжении трех лет будут снижаться суммы трансфертов из федерального бюджета в регионы. Как раз на плечи регионов и ложится основное бремя по исполнению социальных обещаний Владимира Путина. А между тем в регионах дела и без того идут из рук вон плохо. Большинство из них в долгах перед федеральным центром. У 20 регионов долги составляют больше половины от своих налоговых и неналоговых доходов, а у некоторых этот показатель приближается к 100%. Даже такие богатые регионы, как Москва, уже подумывают о расширении налоговой базы, например, за счет налога с аренды квартир, который сейчас практически не собирается.

Структура расходов бюджета РФ

2012

2013

2015


Расходы (млрд 
рублей)
Доля от расходов
(%)
Расходы (млрд
рублей)
Доля от расходов
(%)
Расходы (млрд
рублей)
Доля от расходов
(%)
Социальная политика 3 899 30,7 3 962 29,6 4 559 29
Национальная экономика 1 744 13,7 1 687 13,3 1 659 10,6
Национальная безопасность 1 365 10,8 1 591 11,9 1 669 10,6
Национальная оборона 943 7,4 1 007 7,9 1 067 6,8
Общегосударственные расходы 745 5,9 825 6,2 819 5,2
Образование 586 4,6 606 4,5 573 3,7
Межбюджетные трансферты 554 4,4 634 4,7 603 3,8
Здравоохранение 539 4,2 494 3,7 361 2,3
ЖКХ 120 1 140 1,1 101 0,6
Культура, кинематография 86 0,7 91 0,7 94 0,6
СМИ 73 0,6 70 0,5 51 0,3
Физическая культура и спорт 42 0,3 51 0,4 33 0,2
Охрана окружающей среды 22 0,2 24 0,2 26 0,2

Источник: Минфин