© Gory / Flickr.com

Цены на электроэнергию не нравятся никому. Потребителям кажется, что они слишком высокие, а энергетики в то же время еле-еле сводят концы с концами. При этом для населения тарифы растут медленнее: по данным Минэкономразвития, за 2008–2011 годы тарифы выросли на 72% для населения и на 95% для всех остальных.

Эта диспропорция никак не связана с тем, что производство и передача электроэнергии для частных лиц обходится дешевле, чем ее производство и передача прочим потребителям. Это просто следствие перекрестного субсидирования между потребителями электроэнергии, когда одни группы потребителей –  субсидирующие – частично оплачивают электроэнергию за другие группы потребителей – назовем их субсидируемыми. И считается, что субсидируют у нас население, – за счет всех остальных. Перекрестное субсидирование начало развиваться в российской электроэнергетике одновременно с  экономическими реформами и должно было снизить болезненность преобразований. Впоследствии неоднократно ставились задачи ликвидации перекрестного субсидирования, но все они остались невыполненными. 

Детальному изучению перекрестного субсидирования посвящена наша недавняя работа «Перекрестное субсидирование: итог пятнадцатилетней борьбы» (подготовлена Энергетическим центром бизнес-школы «Сколково»).

Так ли много мы платим за электричество? По данным Росстата, в 2011 году расходы населения на электроэнергию составили 1,3% от его совокупных потребительских расходов (в 2005 году жители стран Европы тратили 2,1% – наиболее поздние данные из публикуемых Евростатом). 

Доля расходов населения России на оплату электроэнергии почти на четверть ниже, чем доля расходов на покупку алкогольных напитков, которая составляет 1,7% от совокупных потребительских расходов.

Итак, высокие расходы населения на оплату электроэнергии – это миф (хотя надо учесть, что плата за ЖКУ составляет более 10% от совокупных расходов населения). Резервы для выправления дисбаланса между ценами на  электроэнергию для промышленности и для населения есть. Тем более что сложившаяся система перекрестного субсидирования, как показало наше исследование, обладает двумя важнейшими недостатками.

Во-первых, из-за непрозрачности регулирования к субсидируемым группам потребителей относятся не только население, но и некоторые другие группы потребителей – например малый и средний бизнес. Население потребляет только чуть более 60% от всех субсидий.

Во-вторых, даже тот объем субсидирования, который приходится на население, распределяется нерационально – пропорционально объему потребления электроэнергии. А ведь богатые домохозяйства потребляют больше электроэнергии, чем бедные: у них больше бытовой техники, больше жилище, которое надо освещать, а иногда и обогревать электричеством. В результате богатые получают и самую большую долю субсидий. 

Если на одно домохозяйство из 10% самых бедных в 2011 году в среднем приходилось 226 рублей субсидирования в месяц, то на одно домохозяйство из 10% самых богатых приходилось почти 500 рублей в месяц перекрестного субсидирования. На долю же 30% наименее обеспеченных домохозяйств приходится чуть меньше 14% от всей переплаты.

Эффективность сложившейся системы по защите бедных слоев населения сравнима с эффективностью стрельбы из пушки по воробьям. При этом стоимость электроэнергии для субсидирующих групп потребителей уже превысила стоимость электроэнергии для аналогичных предприятий в США.

А потеря роста промышленного производства в экономике России из-за перекрестного субсидирования сопоставима с годовыми темпами роста промышленности.

Повысить эффективность перекрестного субсидирования могло бы введение социальной средней нормы потребления электроэнергии, что позволит исключить излишнее субсидирование более богатых слоев населения. 

Однако для устранения первого недостатка – субсидирования большого количества других потребителей, кроме населения, – должны быть установлены четкие, прозрачные и обязательные для исполнения правила тарифного регулирования, а также правила контроля за установленными тарифами. Потребители должны четко понимать, какие расходы включены в утвержденные тарифы, каким образом эти расходы распределены среди различных групп потребителей, а также какой и в отношении каких потребителей заложен объем перекрестного субсидирования. 

Если введением социальной нормы потребления электроэнергии правительство уже занимается (разработан проект постановления по этому вопросу), то о решении второй задачи – повышении качества и прозрачности государственного регулирования в электроэнергетике – до сих пор говорилось немного. Но без прозрачности регулирования даже введение социальной нормы потребления может вылиться лишь в повышение платы за электроэнергию для населения – без снижения платы субсидирующих групп потребителей.