Фото: Hunter Walker
Эффект завышенных ожиданий в случае с Apple давно уже никого не удивляет, но последние месяцы показали, что он становится для компании системной проблемой. Рынок ведет себя с Apple как капризная и расчетливая жена, которая напугана не снижением привычного уровня жизни (он все еще роскошный), а тем, что супруг, заработав свои миллиарды, решил немного передохнуть – и теперь уезжает в офис не в 8 утра, как обычно, а в полдень.
Процветающая компания, выручка которой за II квартал этого года составила $43,6 млрд, а чистая прибыль – $9,5 млрд, с осени живет в режиме публичной рыночной порки. Акции Apple упали с максимальных $700 до $400, и свободное падение, скорее всего, продолжится. А над аккуратным Тимом Куком сгущаются тучи – слухи предрекают ему отставку, и рынок, будьте уверены, этой отставке, если она все же случится, будет аплодировать. Как же, ведь чистая прибыль Apple снизилась впервые за 10 лет.
Распространена версия, что Уолл-стрит переживает «кризис оптимизма» или «период нормализации»: Apple была переоценена, а сейчас ситуация возвращается к норме ($300–500 млрд – вот адекватная цена, но никак не $650 млрд, как ее оценивали в сентябре). Почему бы и нет, кризис – обычное явление. Но отчего он случился именно сейчас, когда рынок стоит на пороге глобального эксперимента с новыми нишами, потенциально взрывными? Носимые компьютеры, очки от Google и часы от Apple при удачном стечении обстоятельств способны стимулировать спрос на новые подвиги и вдохновить предложение на новые концепции. Эксперимент может закончиться чем угодно, но когда три года назад от Apple ждали неведанного тогда еще планшета, рынок пребывал в состоянии воодушевления: что это, неизвестно, зато есть движение, поиск, попытки вырваться за границы традиционного рынка смартфонов. Почему никто не хлопает в ладоши сегодня?
Тут важно понимать «оптику» Уолл-стрит, разобраться, какими глазами смотрят на сегодняшнюю Apple аналитики и трейдеры, какими фактами и цифрами они оперируют. Если исключить мистические аргументы (вроде особой магии Стива Джобса, которая испарилась вместе с его смертью), вот известный набор фактов, который муссируется в каждом из сотен аналитических отчетов последнего времени. Apple затягивает с премьерами (вот летом опять, судя по всему, не покажут ничего интересного). Apple опоздала на рынок более компактных планшетов. Сокращается рынок компьютеров и проседает рынок mp3-плееров, что отражается на продажах аймаков и айподов. Компания больше не выпускает революционных продуктов, нет новых форм-факторов, которые бы стали примером для других производителей.
Квинтэссенцией этих настроений стали зажигательные выступления Эда Конвея и главного редактора Business Insider Генри Блоджета, которые в один голос смещают Apple с пьедестала лидера. Первый уверен, что Apple больше не делает лучший в мире софт: последним был iPad три года назад; iCloud куда бледнее Dropbox, FaceTime далеко до Skype, Safari, конечно, хуже Chrome и Firefox, не говоря о том, что теперь у Mac и iPhone проблемы и с разъемами, и с синхронизациями.
А вот первый аргумент Блоджета: «Apple заново изобрела категорию смартфонов, выпустив в 2007 году iPhone. Первые пять лет своего существования iPhone был однозначно лучшим смартфоном на рынке. Сейчас же многие люди считают, что другие новые смартфоны лучше, чем iPhone 5, включая новый Nexus от Google и Galaxy S3 от Samsung. А когда Samsung выпустит Galaxy S4, многие боятся, что Apple еще больше отстанет».
Нетрудно заметить, что на Apple чаще всего смотрят как на производителя мобильных устройств, чуть реже – как на продавца софта, или как на то и другое. Для аналитиков Уолл-стрит такая четкая классификация очень важна – от нее отталкиваются, когда пытаются количественно оценивать каждый аспект эффективности компании. Логика такая. Аппаратные компании уязвимы перед страстью потребителя к приключениям и технологическим скачкам (спросите Sony, сколько плееров Walkman она продала за последнее время). Программные компании более проворные, у них есть больше возможностей возвращаться в бизнес.
Удивительно, но профессионалы рынка еще не поняли того, что давно осознали обычные пользователи: Apple продает не айфоны, аймаки и айпэды, она продает экосистему. Это не аппаратная и не софтверная компания, это продавец разнообразных, завязанных друг на друге мобильных и компьютерных практик.
И можно согласиться с бескомпромиссным утверждением Gizmodo: гаджеты Apple – это билеты в один конец на платформенные архипелаги, в яро охраняемые вотчины, где все работает в гармонии друг с другом за высокими и крепкими стенами. И чем дольше вы там находитесь, тем сложнее уехать. iPhone – это не просто iPhone. Это доступ к примерно миллиону приложений, работающих только на технике Apple, к 1,5 млн книг, которые нельзя читать на Kindle. Это пульт ДУ для Apple TV, это плеер музыки и фильмов с iTunes. Вы покупаете iPhone не ради процессора A6 или iOS 6. Это настолько взаимозависимая, переплетенная экосистема, что вы не сможете уйти, даже если захотите.
И вот если сменить фокус и оценивать Apple с этих позиций, то оптимизма у рынка точно должно прибавиться. Компания может выпустить самые бесполезные часы на свете и самый уродливый айфон за всю свою историю, задержав его презентацию на полгода или даже год. Но одно наследие Джобса останется непоколебимым: экосистема заставит платить вас если не за новый айпэд, то за новые приложения, если не за новые приложения, то за новую обложку для смартфона (надо же как-то компенсировать затянувшееся ожидание новой версии).
Неужели эта потребительская черная дыра настолько никого не вдохновляет?