Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
В крайнем случае сходите в магазин и купите – ничего страшного, считают работники ЖКХ. И другие откровения в «Инфраструктуре свободы», книге-исследовании о главном (то есть о воде, тепле, канализации и демократии)
Что может лучше проиллюстрировать проблемы демократии в России, как не сложности с канализацией и центральным отоплением (и ценами на то и другое)? Однако серьезных исследований этой болезненной сферы не так много, как хотелось (а о реалистичных программах реформирования ЖКХ речи и вовсе не идет). Новый вклад в изучение предмета – книга «Инфраструктура свободы», выпущенная издательством Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Slon публикует фрагменты из главы, рассказывающей о попытках реформирования ЖКХ в Череповце, и о том, как потуги либерализовать коммунальную сферу по иронии судьбы привели на деле к еще большей ее монополизации (обсудить книгу с одним из авторов, ректором университета Олега Хархордина, можно будет на «Стрелке» в ближайший вторник, 4 июня).
Взаимодействие с водопроводом с детства приучает к жизни в коллективе Наш тезис таков: чтобы более полно понять, как и почему работают или не работают демократические институты, нужно обратиться к изучению отношений между людьми и вещами, которые обучают людей жить вместе. Особенно интересны примеры того, как общие вещи учат заботиться о них самих – как в доме, так, возможно, и в городе. Именно взаимодействие с тем, что в древнерусских летописях называли «вещами градскими», например водопроводом или единой теплосетью, с детства обучает определенным практикам общей пользы и жизни в коллективе.
Заказывали одни, а пользуются другие Планировка и застройка советских городов и поселков длительное время осуществлялась зачастую без учета специфики территорий, по типовым проектам. Таким образом, администрация города не могла влиять на выбор технологий в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В Череповце, например, государственные органы СССР в 1980-х годах «давили на город», предлагая строить одну из городских тепловых станций – южную котельную – по открытой схеме теплоснабжения. Такое строительство требовало меньшего количества инвестиций, но обладало при этом худшими характеристиками для конечного потребителя. До 1980-х годов металлургический комбинат настаивал на закрытой системе теплоснабжения, однако в период постройки данной котельной про свое решение, как казалось, просто забыл: металлурги не вмешивались в спор министерств по поводу создания объекта своей же собственности. В результате в середине 2000-х годов город решал проблемы той давней стройки по более дешевому варианту и боролся с проблемой сероводорода в трубах, с постоянным недовольством горожан и судебными исками по поводу плохого качества воды.
Чья лужа? Ничья! Череповецкие промышленные предприятия создавали собственные жилищные компании, имущество которых не было сконцентрировано в одной части города. Эти жилищные предприятия вынуждены были содержать имущество в разных частях города, а персонал этих предприятий тратил много времени на перемещение между своими объектами...
Был анекдотический случай в 1995 году. Проезд между домами, там образовалась лужа. Машина заехала и утонула выше дверей. Мужик, конечно, не утонул, вылез, но машина была погублена. Он – в суд. Оказывается, граница... здесь одно предприятие, здесь другое... и каждый, конечно, от себя [Респ. 7].
...Проблема обслуживающих компаний не была устранена и в 1990-е годы, после передачи жилых зданий промышленных предприятий в городскую собственность. На момент сбора данных – 2005–2007 годы – муниципальные жилищные предприятия, сохранившие структуру жилого фонда советского образца, обслуживали дома, расположенные по всему городу. Сохранение столь неудобной для всех ситуации объяснялось тем, что осуществить передачу домов от одной жилищной компании другой было достаточно сложно из-за различий в характеристиках жилого фонда, которые вели к различным издержкам на содержание и ремонт.
95% питьевой воды расходуется зря Из-за технических особенностей подачи воды эксперты говорят о нерациональности системы, существующей в большинстве российских городов, при которой вода питьевого качества идет и на хозяйственно-бытовые нужды, и на тушение пожара, и в слив унитаза. По словам представителей «Водоканала», лишь пять процентов от общего объема воды идет на утоление жажды и приготовление пищи:
Хотя у нас ведь как: одна вода идет и на слив унитаза, и в кран. Так, наверное, быть не должно, но у нас ведь одни трубы. У нас одна вода, она всем подается – и в пожарный гидрант, и на горячую воду.
Ну, плохо будет, неудобно без воды? Потерпите Вот так представители местной администрации ярко описали свое общее восприятие роли жителей в секторе ЖКХ:
Если у вас не будет воды дома неделю, что будет? Да ничего, в принципе, не будет! Ну, плохо будет, неудобство, вам воду привезут, вы спуститесь, нальете в колонке воды. В магазин сходите и купите. Если не будет на предприятии воды, например на хлебокомбинате, на молкомбинате... да ничего не будет. Ответственность-то разная, там должны по-разному содержаться эти трубы. По-разному ремонтироваться, группы дежурные будут и тому подобное... что такое воды на «Северсталь» не подать? Там мощное производство, там охлаждения не будет, там все встанет [Респ. 4].
Круговая порука батарей В большинстве типовых многоквартирных жилых домов, как правило, система отопления была с нижней или верхней разводкой, а радиаторы отопления соединялись последовательно – труба подачи подводилась к первому радиатору, от него шла труба к последующему и так далее. Обратка и подача могли находиться либо в подвале здания, либо обратка в подвале, а подача на чердаке. Движение воды в стояках могло быть попутным сверху вниз либо встречным снизу вверх (в зависимости от проекта системы). Получалось, что и внутри жилых домов все квартиры были подключены в определенной последовательности, и это создавало зависимость жильцов друг от друга. При такой системе были ограничены технические возможности контролировать комнатную температуру и поступление тепла. И не было счетчиков, чтобы подсчитать потребление услуги на уровне отдельных квартир. ...Температура тепла могла контролироваться только центральной котельной, которая устанавливала ее в соответствии со средней температурой воздуха, – в более холодные дни температура в отопительной системе усиливалась. Такой централизованный контроль часто способствовал перегреву в одних частях системы и недостаточному отоплению в других. Конечный потребитель мог контролировать температуру воздуха в своих перегретых квартирах, только открыв окна, для того чтобы выпустить лишнее тепло. Или он мог установить дополнительные секции на батареях, чтобы обогреть свою холодную квартиру.
Зачем вам счетчик, если воду все равно не перекрыть? В конце 1990-х годов тепловые счетчики были установлены в большинстве многоквартирных домов по всей стране. Но из-за технических особенностей российского жилищного хозяйства, и прежде всего единой внутренней трубопроводной системы, устанавливался единый счетчик на весь дом, а не на отдельную квартиру. И все равно предполагалось, что это оборудование сформирует соответствующие стимулы для потребителей, которые, подсчитывая израсходованное тепло, будут принимать различные меры по энергосбережению. Однако этот проект не учитывал, что новая техника была установлена там, где еще действовали старые технические сооружения советского типа, созданные и инсталлированные согласно нормам коллективизма. Потому новое оборудование едва ли могло повлиять на уже существующий материальный фон реформ. В случаях с тепловыми счетчиками вместо введения контроля и бережного потребления на индивидуальном уровне (хотя бы в рамках отдельного дома) установка общего счетчика для всего дома при отсутствии возможности перекрыть батареи в отдельной квартире способствовала лишь воспроизводству советских практик потребления этой услуги
Холодно? Привыкайте – зато у соседа жарко Внутридомовые системы разведения тепла в СССР, как и во многих современных неэлитных домах, оборудовались по сходной схеме: труба подогрева (так называемый стояк) обогревала расположенные одну над другой квартиры одного типа в подъезде. Горячая вода сверху вниз или снизу вверх текла по трубам, находящимся в квартирах. При такой системе в обычном девятиэтажном доме квартиры, которые располагались ближе к системе, получали слишком много тепла. Строительные нормы и правила предусматривали решение этой проблемы, устанавливая радиаторы разных размеров в одинаковых помещениях – в зависимости от этажа. Однако опыт показывает, что это не снимало проблему повсеместно, и, чтобы уменьшить температуру в более теплых квартирах, жители открывали форточки даже холодной зимой. В это же самое время их соседи, живущие в конце системы распределения, трогали холодные батареи в своих квартирах и либо привыкали к «прохладной» температуре, либо придумывали иные способы обогрева: включали кухонные плиты, носили зимнюю одежду дома, спали под тремя одеялами, меняли радиаторы отопления и т. д. [Filipov 2001; Lampietti and Meyer 2003].
Платите ваши денежки ЕК (единая квитанция. – прим. ред.) вернула горожанам советские практики социального взаимодействия в секторе: один платежный документ у потребителя, а вся информация и контроль ситуации в руках городской администрации. Новая система не предусматривала возможности перерасчета недополученных услуг (например, в ней нельзя было уменьшить оплату за воду или тепло, которые не подавались в квартиры в течение какого-то периода времени). ЕК не уведомляла граждан о том, сколько и за что они платили. Из образцов квитанции об оплате можно было увидеть, что в Череповце существовала большая проблема с детализацией платежей: в квитанции присутствовала только конечная сумма, но не было расписано, за какие услуги она выплачивается – лифт, вывоз мусора, содержание территории и т. п. Это не давало горожанину возможности отследить, произведен ли перерасчет за недополученные услуги... Вышесказанное подтверждает наш тезис о том, что введение ЕК было еще одним способом уменьшить влияние потребителя в сфере ЖКХ.
Удобно жаловаться? Тем хуже для вас ...Создав ЕДС (единую диспетчерску службу. – прим. ред.), администрация Череповца упростила себе работу с жалобами горожан, а горожанам – процедуру подачи жалоб. Как рассказала в интервью сотрудник ЕДС [Респ. 42], каждой заявке, переданной по телефону в ДжКХ, присваивается входящий номер, и в случае непринятия решения по заявке человек может прийти в ДжКХ, получить выписку из журнала учета обращений. В ней будут указаны входящий номер, дата обращения и характер жалобы. Далее гражданин может обратиться с этой выпиской в другие инстанции и даже в суд. Такая система, безусловно, удобна для горожан, которым намного проще повлиять на действия МУПов и жаловаться в случае их бездействия. Однако при общем повышении эффективности действий власти и предприятий ЖКХ в данном случае мы наблюдаем усиление нерыночных механизмов... Рынок, где важнейшим элементом является взаимодействие между предприятием, поставляющим услугу, и потребителем этой услуги, предполагает, что в случае неудовлетворительной работы первого второй предпочтет воспользоваться услугами другого поставщика либо через суд получить компенсацию за неудовлетворительную работу монополий. В случае сложившейся централизованной системы ЖКХ такое взаимодействие невозможно, и поэтому для увеличения эффективности работы местная администрация решила усилить контроль над работой сектора. ЕДС выступает ярким примером работы монопольно организованной, централизованной и жестко иерархизированной системы, с введением которой повышается ответственность предприятий перед собственником – мэрией.
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.