Фото: REUTERS / Heino Kalis
Начинающий шахматист отличается от опытного тем, что доигрывает партию до конца как ни в чем не бывало: а вдруг противник тоже чайник и зевнет фигуру? У более опытных игроков это не принято. Кандидат в мастера спорта сдается через несколько ходов после потери пешки, а гроссмейстер – даже просто когда ситуация на доске не в его пользу. Им не надо проверять, умеет ли соперник ставить мат, это само собой разумеется.
Так же и в политике – все зависит от зрелости общества в той или иной стране. В Германии министра обороны обвинили в копипасте в диссертации – и он тут же добровольно ушел в отставку. Горничная заявила на Стросс-Кана о попытке изнасилования, и он (как потом выяснилось – без вины виноватый) ушел в отставку с поста главы МВФ плюс отказался от лидерства в президентской гонке во Франции. В России все иначе: похож голый мужик из бани на генерального прокурора, ан вроде и не он, доказать почему-то не выходит, и у самого генпрокурора амнезия – то ли был там с девками, то ли нет. Вычислили у депутата незадекларированную квартиру в Майами, вот и документы с печатями, так нет же – это клевета и непонятка, происки врагов. Хотя даже в Москве в последнее время наметилась тенденция не доигрывать «детский мат» в четыре хода, а уходить тихо, желательно попытавшись все же предложить ничью.
«Не виноватые мы, он сам пришел!»
Испания в этом году преподнесла первоклассный по законам жанра коррупционный скандал. Развивался он так: у казначея консервативной «Народной партии» (Partido Popular, она сейчас у власти и в Мадриде, и в подавляющем большинстве провинций) Луиса Барсенаса, обнаружился счет в Швейцарии. Причем давно, причем у его жены счет был тоже, общее сальдо до 22 миллионов евро. К тому же он подал документы, чтобы попасть под прошлогоднюю налоговую амнистию, организованную его однопартийцами из правительства. Впервые за последние два десятка лет можно было отбелить «черные» деньги за границей за штраф 10%.
Потом у Барсенаса нашелся счет в Уругвае и еще целый букет правонарушений из финансовой сферы. Читатели газет, естественно, подумали – раз он казначей партии, то это, наверное, не его деньги, а черная касса Partido Popular. Пресса стала гоняться за ним, подстерегая у штаб-квартиры партии в Мадриде на улице Генуи, но он на служебном «Ауди А8» ускользал от объективов и микрофонов.
От журналистов можно отмахнуться, но от судьи, ведущего расследование, так просто не отделаешься. Барсенасу пришлось объясняться, он человек системы и начал как положено: в стиле «я не я, лошадь не моя». Телекамеры обратились к лидерам партии, они-то не могут долго отмалчиваться. И тут благодаря действующим политикам стали выясняться удивительные вещи: казначей-то не настоящий, а бывший. Уволен то ли задним числом, то ли на самом деле больше года назад. И кабинета у него в офисе партии нет, и машиной с шофером он как бы завладел самовольно. А деньги в Цюрихе – мы не в курсе, но не иначе как неправедным путем добыл, украв у соратников или, может, еще у кого. Барсенас в лучших традициях сериала «Место встречи изменить нельзя» довольно прозрачно намекнул товарищам, «что если не пойдут его верные кореша с кичи вызволять, то он с чистой душой всех отдаст». В отличие от Горбатого из советского кино, премьер-министр Испании Мариано Рахой имеет более богатый инструментарий опций, и к тому же он не сдрейфил.
Дальше пошла война компроматов, которая держала страну в напряжении полтора месяца, и то ли еще будет! Барсенас достал на свет божий расписки лидеров партии в получении десятков и сотен тысяч евро налом. Правосудие закрыло его в СИЗО до суда – превентивно. Партия возмутилась и категорически опровергла. В прессу просочились сведения о взносах корпораций в черную кассу и о получении дополнительной зарплаты в конвертах лидерами. Спикер Народной партии гневно отвергла эти обвинения, назвав экс-казначея бесчестным человеком, который злоупотребил доверием и т. д. На прямые вопросы, получала ли она или кто-то в партии сверхзарплату в конверте, – с огнем в глазах ответила: нет и нет!
Следует серия интервью партийных бонз, возмущенных слухами про конверты и разочарованных в бывшем казначее, которого теперь приравнивают к Иуде. Барсенас в шоке – на него вешают всех собак. В деле происходит пауза, но ненадолго. В бой идут еще одни старики, точнее, мастодонт европейской прессы Педро Хота Рамирес, главный редактор консервативной газеты «Эль Мундо». Он публикует убийственные для премьера эсэмэски, из которых ясно, что Рахой до последнего переписывался с бывшим казначеем. Последняя эсэмэска 2013 года такая: «Луис, я все понимаю. Будь мужественным. Завтра я тебе позвоню. Обнимаю, Мариано».
Конец цитаты
После этих публикаций (в середине июля) оппозиция разбушевалась, требуя отставки правительства консерваторов. Но Испания – это вам не Германия и даже не Швеция. По законам жанра тут же в зале парламента начался плановый ремонт. А поскольку август – месяц каникул, и повестка дня на последнее пленарное заседание уже заранее была утверждена, то «народники» предложили рассмотреть вопрос в сентябре. Неэтично так говорить, но сильно помог спасению правительства машинист поезда, проскочивший поворот вместо 80 км/час на скорости 190 км/час и погубивший более 80 человек в крупнейшей железнодорожной катастрофе в истории Испании. Не правда ли, жизнь дает повороты посильнее некоторых сценариев Тарантино?
В итоге экстренное заседание парламента состоялось (ремонт так и идет, но специально открыли зал конгресса Испании и перешли туда). И вроде все по законам жанра, опять же. И пламенные речи были, и призывы в отставку. И фразы: «Вы лжец!» – «Нет, Вы лжец!».
Премьер Рахой пригрозил тем, кто раскачивает лодку в момент, когда страна выбирается из кризиса. Остальные – в тысячный раз спросили, получали ли консерваторы зарплату в конвертах. Политки вопрошали друг друга, цитируя показания, эсэмэски и прочее.
Самой употребляемой фразой в тот день была «fin de cita» – «конец цитаты». Ее сделал мемом в твиттере и социальных сетях испанский интернет. Стеб над слабосильными правителями здесь тоже в почете. Но и по ходу заседания сразу стало понятно – отставки не будет, одни про Фому, вторые про Ерему, и самое хорошее – это просто уйти в отпуск. Ну не Германия здесь, и не Англия.
Народ же, посмотрев последний эпизод этого шоу, поехал всей страной на пляж. А правосудие возьми да и не уйди в отпуск. И тем временем, уже на этой неделе дал показания управляющий Народной партии, который прямо признал, что выдавал и получал зарплаты в конвертах, что при нем была черная партийная касса. Один из курьезов: суд установил, что Барсенас как раз получал жалованье в партии по-белому. И был самым высокооплачиваемым партийным чиновником Испании – имел более 18 тысяч евро в месяц плюс сверхурочные, 13-ю и 14-ю зарплаты и всякие проездные-подъемные.
Конечно, по сравнению с предположительным обогащением семьи Собянина или дворцами шефа РЖД – испанские махинации – как бы бледнеют, но для Северной Европы это тянуло бы на отставку правительства, а для Японии – и на сепукку вполне. Но по законам жанра – продолжение следует, тем паче опросы газеты «Эль Паис» показывают, что 56% населения верят больше подсудимому казначею, чем премьеру, и при этом 71% опрошенных твердо считает, что глава правительства врет.