В 2011 году Геннадий Нетяга, основатель онлайн-сервиса для организаторов выставок ExpoPromoter, запустил отдельный проект для продажи билетов TicketForEvent. Сегодня этот сервис успешно развивается в странах СНГ, им воспользовались уже более двух тысяч организаторов, активно готовится выход на китайский рынок. Однако Нетяга считает, что компания могла бы достичь большего, если бы вышла на рынок на несколько лет раньше – чего она не сделала, прислушавшись к мнению аналитиков. Совет от Геннадия:

Не надо молиться на исследования и бояться запускать новый продукт только потому, что их результаты показали, что он не будет востребован. Плохой feedback могут вызвать факторы, не связанные с качеством самой идеи.

Идея TicketForEvent родилась легко – Геннадий Нетяга работал в выставочном бизнесе с 1990-х годов и хорошо чувствовал его потребности. В 2002 году он вместе с партнером запустил проект ExpoUa.com, календарь мероприятий для организаторов выставок на Украине и в мире. Постепенно выявилась вспомогательная ниша: выставочная деятельность предполагает большое количество посетителей с бесплатным входом, но как генерировать этот поток и управлять им? Вот и была сначала придумана онлайн-регистрация (посетители регистрируются, вносят данные и получают билет и бейдж), которая потом обросла более продвинутыми опциями – генерацией кода с возможностью его сканирования, в том числе камерами и с мобильного телефона. В 2006 году у предпринимателей была готова бета-версия нового сервиса.

«Мы сделали все по-правильному, – вспоминает Геннадий. – Опросили наших клиентов на Украине и в России на предмет спроса и предварительных продаж. Результаты показали, что сервис востребован не будет, но это было и объяснимо – наш рынок просто еще не созрел».

Следующий шаг тоже был вполне логичен – раз идея оказалась для местного потребителя слишком инновационной и платить за нее он еще не готов, надо попробовать протолкнуть ее на более продвинутых зарубежных рынках, к примеру США и Великобритании. Компания стала дистанционно обращаться в иностранные фонды, рассчитывая не только на финансовую, но и бизнес-поддержку. Однако и они отнеслись к идее сервиса без энтузиазма.

«Нас сбило то, что мы не до конца понимали причин отказов, – говорит Нетяга. – К примеру, пообщавшись за эти годы с многочисленными фондами, сейчас я понимаю, что инвесторов вводило в ступор, что у нас была штаб-квартира на Украине. О ней тогда просто меньше знали, чем о России. Сейчас уже все понимают, что, когда речь идет об интернет-проекте, не важно, где он базируется. Венчурные фонды видят, что из Рунета можно получить хорошие стартапы, и стали в целом более сговорчивы, даже берут в штат русскоговорящих людей».

Но тогда предприниматели решили не рисковать и оставили проект в подвешенном состоянии. Как показало время, зря. В том же 2006 году в США был запущен аналогичный TicketForEvent проект EventBrite. «В чем-то наша разработка была слабее на тот момент, – признается Геннадий. – Но во многом потому, что мы не знали специфики американского рынка. Однако с помощью доработок и адаптации мы, безусловно, могли бы занять какую-то его долю».

Правда, клиенты в России и СНГ тоже встряхнулись и стали больше уделять внимания интернету как способу привлечения клиентов. В 2010 году TicketForEvent все-таки стартовал сначала в рамках ExpoPromoGroup Ltd., новой компании Геннадия, созданной на базе ExpoUa.com, а в 2011-м был выделен в самостоятельный проект. Стратегия его сосредоточена на развитии в Восточной Европе и Китае – там еще рынок не поделен и есть возможность для быстрого роста.

Геннадий советует стартаперам не бояться рисковать и верить в свой продукт. «На поддержание нашего ресурса с 2006 года мы все равно потратили деньги, которые могли бы вложить в его выход, например в Великобритании, – говорит он. – Если ваша идея не принята одним потребителем – просто ищите другого. Ничего нет страшного в том, чтобы, к примеру, опробовать ее за рубежом, где потребитель более продвинут».