Центробанк готовит ответ на западные финансовые санкции против России. «Мы должны тактически скорректировать определенные моменты, как мы работаем с западными партнерами», – рассказал сегодня первый зампред ЦБ Сергей Швецов на круглом столе, посвященном годовщине создания мегарегулятора. Корректировки коснутся конкретных законов, регулирующих финансовый рынок. В частности, закона о национальной платежной системе (хотя этот закон и так ужесточили в мае 2014 года, изменения вступили в силу 1 июля).
Сейчас, по словам Швецова, работа над «корректировками» только началась. Те защитные меры, которые в итоге будут разработаны, войдут в новый документ «Основные направления развития финансовых рынков до 2018 года»: осенью Центробанк представит правительству лишь оглавление этого документа, а вносить проект документа в Госдуму ЦБ планирует только следующей весной. Сам первый зампред при этом подчеркивает, что нынешние санкции против России так долго продлиться не могут, так что ЦБ готовит подстраховку на будущее: «Понимаете, страшен прецедент. Если что-то случилось один раз, нет гарантии, что это не случится второй раз. Раньше это казалось невозможным, сейчас это кажется вероятным».
Назвать весь список защитных мер зампред ЦБ отказался, сославшись на то, что он и сам пока его не вполне представляет, как и возможные эффекты этих изменений: «Это новое явление. Для нас оно действительно было неожиданным». Однако чиновник пообещал, что общее направление на глобализацию российского финансового рынка сохранится и ни одна из ранее одобренных идей – вроде создания Международного финансового центра – не пропадет.
По сути, западные санкции сводятся к ограничению российских госбанков и военно-промышленных корпораций во внешнем финансировании – они не могут занимать деньги в Евросоюзе и США. На вопрос о том, считает ли он санкции несправедливыми, Швецов ответил уклончиво: «Я не сказал, что они несправедливые. Справедливость – это оценочное понятие. Я с сожалением констатирую использование западными странами вовлеченность России в глобальный финансовый рынок для решения политических задач, к финансовому рынку не имеющих никакого отношения».
При этом финансист не отрицает, что основной урон российской экономике наносят не западные санкции сами по себе, а сам факт конфликта России и Запада, из-за которого инвестировать сюда не хотят и частные фонды и корпорации: «По большим ставкам в Россию с удовольствием приходят краткосрочные деньги, которые так же легко и уходят и не приносят позитива в экономический рост. А долгосрочные инвесторы в силу рисков приостановили пока поступление новых инвестиций в Российскую Федерацию».
Больше того, Швецов раскритиковал и решение российского правительства по конфискации пенсионных накоплений за 2015 год: «Настало время подтянуть [стимулировать больше вкладывать] внутреннего инвестора. Конечно, тот гвоздь, который забило правительство… скажем так, не в гроб, а в руку российского внутреннего инвестора, безусловно, оттягивает этот процесс. Но это никак не меняет наши планы».