Производство рельсового проката на универсальном рельсобалочном стане Челябинского металлургического комбината. Челябинский металлургический комбинат входит в компанию «Мечел». Фото: ИТАР-ТАСС / Евгений Хажей

Вчера акции бедствующей металлургической компании «Мечел» начали стремительный взлет, продолжавшийся и сегодня утром. И это лишь один из многих стремительных виражей, приключившихся с бумагами «Мечела» с конца сентября этого года – именно тогда активизировалось обсуждение темы возможного банкротства компании, которая давно испытывает трудности с кредитами, набранными в сытые 2000-е.

Начало делового сезона после летних отпусков подтолкнуло ряд банкиров и высокопоставленных чиновников на громкие заявления, прямо указавшие на банкротство как вариант решения проблемы. Посмотрим, что смог бы получить удачливый спекулянт из сложившейся ситуации, вовремя вставая в покупку и продажу акций металлургической компании.

Старт пятидневному падению дал глава ВТБ Андрей Костин, заявив, что ВТБ не видит другого пути решения ситуации с долгами «Мечела», кроме как обращаться в суд. Масла в огонь добавил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, заявивший, что банкротство «Мечела» неизбежно и другого выхода нет. Наконец, глава крупнейшего российского банка Герман Греф заявил, что Сбербанк согласен с позицией ВТБ и также намерен через суд требовать возврата просроченных долгов металлургической компании. В результате, продав заемные акции (открыв короткую позицию) в пятницу 19 сентября по цене закрытия 35,1 рубля и откупив их ровно через неделю по минимуму, 13 рублей, можно было заработать 170%.
Далее три дня шел ощутимый рост в рамках коррекции, взбодренный заявлениями помощника президента РФ Андрея Белоусова, что «Мечел» и его кредиторы, как никогда, близки к компромиссу, а поданный в четверг банком ВТБ иск к металлургической компании на 2,99 млрд рублей не стоит воспринимать как шаг к банкротству. В результате, купив акции на дне в пятницу (26 сентября) по 13 рублей и продав их по 31,7 рубля на максимуме в среду (29 сентября), можно было заработать еще 144%.
Далее нужно было опять становиться в короткую и, продав 29 сентября по 31,7 рубля, откупать 13 октября по 19,15 рубля, зарабатывая еще 65,5%. После этого опять нужно было вставать в покупку и ловить новую волну роста – с 19,15 рубля 13 октября и до максимума вторника, 24,89 рубля (еще около 30%). Фоном при этом прошли заявления главы Минфина Антона Силуанова о том, что в текущей ситуации необходимо помочь банкам-кредиторам «Мечела». Однако бумаги уже теряют в цене, по-видимому, потому, что «спасать неэффективные предприятия» не стоит, как отметил министр.
Впрочем, колебания, судя по графику, уже затухают. После новостного импульса 20-х чисел сентября акции, похоже, нашли новый равновесный уровень немного выше 20 рублей.
Аналогичные ценовые колебания наблюдались и в секторе депозитарных расписок (ADR) «Мечела» на NYSE.
Итого, доход идеального игрока превышает 400% менее чем за месяц. Конечно, в реальной ситуации необходимость продать или купить определенные объемы, когда цена уходит, снижает приведенные оценки. Однако масштаб потенциального дохода все равно впечатляет.

Кто мог воспользоваться этими широкими возможностями быстрого обогащения? Очевидно, либо инсайдеры (те, кто знал, какие примерно заявления последуют), либо те, кто смог просчитать варианты и быстро включился в игру (ведь движения шли по несколько дней, и их можно было уловить). А что касается инсайдеров, использование внутренней информации в своих интересах – это финансовое преступление. При этом основными ньюсмейкерами сентября были главы крупнейших банков-кредиторов «Мечела» – Андрей Костин (ВТБ), Герман Греф (Сбербанк), а также министры Антон Силуанов (Минфин), Алексей Улюкаев (Минэкономразвития) и помощник президента России Андрей Белоусов. Вряд ли они позволили бы себе лишнее, дав повод для обоснованных подозрений.
В целом же, несмотря на колебания, «Мечел» продолжает сжиматься, и капитализация некогда металлургического гиганта уже сократилась до чуть более $200 млн против $13 млрд на пике в 2011 году. Впрочем, долги «Мечела» в объеме более $8 млрд как раз и приближают стоимость компании (Enterprise value) к прежним рекордам.
Не исключено, что развязка по «Мечелу» уже близка и исследуемые колебания будут одними из последних в истории компании. Между тем сентябрьские события вокруг «Мечела» шли плечом к плечу вместе с рыночными потрясениями, вызванными «делом АФК». Там ценовые колебания также были достаточно широкими. При этом Московская биржа заинтересовалась эпизодом появления информации – ложной, как оказалось впоследствии – освобождения Владимира Евтушенкова из-под домашнего ареста. Благодаря этой утечке акции контролируемой им АФК сначала взлетели, а затем вновь рухнули. Биржа направила соответствующие документы в финансовый регулятор – ЦБ РФ.
Колебаниями же акций металлургической компании биржа не заинтересовалась. Акции бурно реагировали на развитие ситуации и соответствующие заявления по поводу дела о возможном банкротстве компании, что вполне закономерно.