Российский рынок обуви переживает сложные времена. Львиную долю его составляет импорт, почти половину (43%) — дешевый контрафакт, и процент этот растет по мере того как люди все больше экономят в кризис. Словом, не лучшие условия для запуска нового обувного бренда. Да еще российского. Да еще не самого дешевого. Однако все это не пугает Рустама Эйбатова.

«Мне всегда нравились красивые ботинки», — просто говорит Рустам. Начав в 19 лет с нуля с торговли подержанными вещами на окраине Питера, открыв популярный концептуальный магазин и став ритейлером, теперь, в свои 28 лет, Рустам запускает собственную линию обуви Affex. В отличие от большинства российских производителей, он не прячет, а подчеркивает происхождение своего бренда, придумывает хитрые способы снизить цену, повысить качество, да еще и сделать свой продукт экологичным и филантропическим. Сложно поверить, что такая сложная конструкция взлетит, но уверенность ее автора заражает и наводит на мысль, что шанс стать прибыльным бизнесом у Affex есть.

Рустам Эйбатов

Путь денимового кладоискателя

«Я педант и стараюсь пользоваться только тем, что мне нужно, — говорит Эйбатов. — Ненужные вещи я или дарю, или продаю. Может, это потому что я семь лет занимался second hand. Я привык, что у вещи есть вторая, а иногда и третья жизнь».

Первые деньги Эйбатов заработал, торгуя подержанной одеждой на «Уделке» — самом известном блошином рынке Санкт-Петербурга.

Все началось в 2005 году с 20 000 рублей: 7 000 ушло на аренду палатки, а на 13 000 Рустам купил 125 килограммов несортированных вещей. Студент-третьекурсник в свободное от учебы время моментально освоил профессию: выбирать товар, назначать оптимальную наценку — от 60% до 500%, привозить сток с распродаж молодежных брендов, смешивать новые вещи со старыми так, что его палатка превратилась в популярный модный магазин FuN HouSe. В день через палатку проходило до 200 клиентов. В отличие от многих second hand магазинов, в ассортименте FunHause было много обуви.

За три года Эйбатов скопил $100 тысяч и арендовал помещение в самом центре Санкт-Петербурга, в сквере у Казанского Собора. Осенью 2008-го — в разгар кризиса — Рустам открыл Banya Concept Store. Интерьер магазина был выдержан в стиле бани: вместо примерочных душевые, а в центре зала стояла ванна на чугунных ножках, накрытая столешницей. Все это Рустам придумал сам. Журнал «Афиша» признал Banya Concept Store открытием года.

Красивый старт испортило падение рубля. Предзаказ Рустам сделал зимой 2008 года по курсу 33 рубля за евро, а оплачивали товар уже по курсу 40 рублей за евро. Зато в магазине появился горячо любимый Эйбатовым винтажный деним, футболки с провокационными принтами, скандинавские, британские и российские дизайнеры — все это отлично продавалось даже в кризис.

Эйбатов искал товар на крупнейших fashion-выставах в Европе, договорился со многими европейскими производителями напрямую. Скоро в магазин стали заходить владельцы и баеры из других магазинов и просить об оптовых поставках. Рустам не стал отказывать и вскоре стало понятно, что оптовое направление растет быстрее розничного. В 2013 году Рустам и вовсе продал магазин (за 2,2 млн рублей) и полностью переключился на дистрибуцию обуви, сумок и аксессуаров скандинавских брендов Shoe the Bear, Friis & Company, Sneaky Steve. По итогам 2013 года выручка его компании «Топ 3» превысила 35 млн рублей.

Холодные и нерусские

Торгуя обувью, Эйбатов заметил, что многие модели европейских коллекций не подходят российскому климату. Задумки зарубежных дизайнеров тоже иногда не по вкусу россиянам.

«Европейские бренды часто используют винтажные элементы, искусственное старение кожи и подошвы, а это не находит отклика у российских покупателей», — говорит он. По подсчетам Рустама, только 16% зимней европейской обуви имеет шерстяную или меховую подкладку, в коллекциях мало высоких моделей, обуви из водонепроницаемых материалов. Разборчивый российский покупатель слишком ограничен в выборе.

Поэтому Эйбатов решил сделать собственный обувной бренд Affex, который бы не уступал европейскому по дизайну и качеству, но учел бы особенности российского климата.