zyalt.livejournal.com / Визуалиция iCube / Фото: Виктор Борисов
Текст про историю с установкой памятника князю Владимиру на Воробьевых горах в июне 2015 года логично было бы начать с фразы «Продолжает разворачиваться борьба вокруг установки памятника», – и да, если посмотреть вокруг, все выглядит так, будто борьба только разворачивается. Активисты Коалиции в защиту Воробьевых гор собирают бешеное количество подписей против установки памятника (или как минимум за перенос его в другое место), составляются жалобы в прокуратуру, вскрываются все новые нарушения законных процедур, допущенные при проектировании памятника; кажется, к протестующим присоединилась сама природа – едва строители огородили место будущей стройки забором, как его повалил ураган.
В фейсбуке живо обсуждается вопрос, какую форму лучше было бы придать монументу, в какой из точек Москвы его правильнее поставить, устоит ли склон Воробьевых гор, если водрузить на него этакую махину, и вообще – достоин ли памятника реально существовавший Владимир, с его сомнительным моральным обликом.
Однако и сторонники памятника (вернее, сторонники его установки именно на Воробьевых горах) тоже собрали бешеное количество подписей, и принесли их в Мосгордуму, и запустили над смотровой площадкой гигантскую фигуру из воздушных шариков, в которой при желании можно увидеть крест. Налицо живая общественная дискуссия – одни за, другие против; высказываются мнения, обсуждаются детали, власть выслушает все заинтересованные стороны и примет правильное решение.
А забор вокруг будущей стройки уже стоит.
«Любая травля нуждается в информационном сопровождении», – говорили в недавнем фильме про Бродского, показанном, что характерно, на «Первом канале». Любой забор вокруг любой стройки нуждается в информационном сопровождении не меньше: не покидает ощущение, что все мы, обсуждающие нюансы и скрытые подтексты памятника Владимиру, участвуем в какой-то мутной игре, смысл которой – придать видимость легитимности давно принятому решению, информационно поддержать забор.