Мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман и глава администрации Александр Якоб.

Мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман и глава администрации Александр Якоб.

Павел Лисицын / РИА Новости

В рамках специального проекта «Итоги-2015» эксперты анализируют ключевые тренды, которые проявились или усилились в России за прошедший год, и объясняют, к каким последствиям это может привести в недалеком будущем. Англоязычные версии текстов будут опубликованы в журнале Russian Politics & Law. Куратором проекта выступает Николай Петров.

* * *

Региональная политика государства – 2015 хорошо описывается шутливой присказкой «мышки плакали и кололись, но продолжали жрать кактус». В течение 2015 года продолжались все крайне опасные тенденции, заложенные еще в начале 2014-го и связанные с растущим дисбалансом в распределении институциональных ролей на региональном уровне в пользу исполнительной власти.

Инерция этого процесса продолжалась на фоне неуклонного роста социально-экономического неблагополучия как на федеральном, так и на региональном уровне, растущих проблем с региональными бюджетами и их обязательствами. С одной стороны, об этом можно говорить как о продолжении демонтажа некоторых скромных политических реформ президентства Дмитрия Медведева (общее институциональное ослабление политических партий и общественных организаций), несмотря на некоторое отыгрывание назад в скорости этого демонтажа. С другой стороны, эти же изменения имели явную общую цель максимально ослабить возможности появления и усиления новых независимых политических игроков, и возникающий в результате на региональном и автоматически на федеральном уровне институциональный дисбаланс был, как представляется, не целью, а побочным эффектом решения совсем иной проблемы борьбы с независимыми игроками с помощью политической зачистки.

Этим побочным эффектом, как обычно бывает с побочными эффектами, часто более опасными, чем угроза, или сознательно пренебрегли, или его недооценили. Понимание растущих угроз этого дисбаланса в виде чрезмерного усиления губернаторов постепенно стало приходить. Однако инерция запущенного процесса оказалась настолько сильной, что даже ощущение растущей угрозы не привело к прекращению политики разрушения и без того слабых сдержек и противовесов на региональном уровне. Вместо институциональных мер эти побочные эффекты пытались ослабить «воспитательными мерами» и образцовыми порками региональных властей с помощью силовых структур. Однако логика институтов всегда побеждает логику воспитательных бесед. Можно долго объяснять лисе, что воровать кур нехорошо, но если пустить ее в курятник, то исход посещения практически не вызывает сомнений.