Brand New Images / Getty Images

Растущая пропасть между богатыми и бедными в США остается одной из центральных тем для американского общества уже несколько лет. Она выливается в уличные протесты, обсуждается в Конгрессе, о ней пишутся статьи и книги, ее исследуют экономисты, политологи, социологи и журналисты. Но, помимо жарких дебатов, разрыв между социальными слоями вызывает явные проблемы в конкретных сферах – и особенно остро сказывается на образовании.

По статистике, 40% живущих в бедности детей не готовы к школе. К концу четвертого класса ученики из необеспеченных семей, а также афроамериканцы и латиноамериканцы отстают от школьной программы на два года, к выпускному классу отставание увеличивается до четырех лет. Отставание становится причиной целого букета проблем: дети бросают школу, не окончив, даже не пытаются поступать в университеты, страдает их самооценка, растет ощущение, что никому нет до них дела, возрастает вероятность совершения преступлений, недостаток образования сказывается на уровне заработка семьи, и все повторяется в новом поколении.

Как следствие, в США развернулась дискуссия о том, что действующая система образования устарела и ей на смену должна прийти новая – учитывающая как интеллектуальное, так и психологическое развитие. Характер имеет значение, гласит новое видение. Личностные качества школьников – стрессоустойчивость, сознательность, оптимистичность, самоконтроль и твердость характера – обычно выпадают из результатов стандартных тестов, но не могут не влиять на успехи в учебе и желание продолжать образование.

Это великолепная идея, но она завела в тупик: никто не знает в точности, как воспитать в человеке твердость, мужество или оптимизм. Как отмечает американский журналист и писатель Пол Таф, автор недавно вышедшей книги «Помогая ребенку стать успешным» («Helping Children Succeed: What Works and Why»), таким качествам невозможно научить в рамках существующей школьной системы – они формируются окружением ребенка, причем не только в классе, но и дома. Важную роль при этом играет стресс: когда его много, у человека растет артериальное давление, повышается уровень «стрессовых» гормонов, обостряется бдительность. В краткосрочной перспективе такая реакция организма нам на руку, потому что помогает быстрее отреагировать в случае опасности. Но когда стресс постоянен, он начинает вызывать конкретные физиологические проблемы, вплоть до изменений в префронтальной коре головного мозга – области, регулирующей важнейшие интеллектуальные функции за компанию с эмоциями, поведением и некогнитивными способностями.

Ученый потратил три года и $9,4 млн на вознаграждение для 27 тысяч детей и пришел к неутешительному выводу

Большинство американских школ исповедуют концепцию «нулевой терпимости» по отношению к использованию наркотиков, насилию и другим проступкам. По статистике, в 2010 году 10% всех американских школьников были наказаны в школе хотя бы раз, причем в определенных демографических группах (афроамериканцы, дети из неблагополучных семей) доля наказанных резко выше. Это наследие системы образования образца 80-х и 90-х годов прошлого века. Когда подросток плохо себя ведет, взрослые стараются пресечь такое поведение в будущем, повышая цену дурного поступка – то есть ужесточая наказание. В свою очередь, желаемого поведения принято добиваться поощрением.

Только сейчас ученые начинают говорить о том, что эта система кнута и пряника не работает. Во-первых, выяснилось, что педагогическая сила наказаний изрядно ограничена нейробиологией.