Здание Центрального банка России на Неглинной улице в Москве

Здание Центрального банка России на Неглинной улице в Москве

Наталья Селиверстова / РИА Новости

Время от времени среди экспертов и чиновников вспыхивают разговоры о том, что резервы в стране вот-вот закончатся. При этом часто эта мысль высказывается настолько нечетко и невнятно, что понять, о каких резервах – то ли валютных, то ли фискальных, то ли еще о каких – идет речь, весьма сложно. С одной стороны, вся статистика о динамике резервов публикуется на сайтах Минфина и Центрального банка. С другой стороны, чтобы во всем этом разобраться, нужно потратить время на выяснение определений и понимание того, какая цифра к чему относится. Сразу скажу, что весь текст будет носить, главным образом, технический характер, то есть анализировать политику и экономическую политику в данном случае я не собираюсь. Также, чтобы не углубляться в дебри истории и сэкономить время на поиск и обработку статистики, я буду рассматривать период с начала 2010 года.

Итак, начнем с того, что каждый четверг Банк России публикует на своем сайте информацию об уровне валютных резервов Российской Федерации, и это будет отправной точкой рассуждений. Исторический рекорд этого показателя – $598 млрд – был достигнут в августе 2008 года. В кризис, к середине марта 2009 года, валютные резервы упали до $376 млрд, а потом начали расти и к середине августа 2011 года достигли отметки $544 млрд. В диапазоне $500–550 млрд уровень резервов продержался до начала 2014 года – поскольку уровень валютных резервов меряется в долларах, а в состав валютных резервов России входят евро, золото, фунт стерлингов, швейцарский франк, то эти колебания были связаны, главным образом, с изменением курсов других валют по отношению к доллару.

Банк России в это время практически не проводил валютных интервенций ни по покупке, ни по продаже валюты, – с самого начала 2013 года уровень резервов устойчиво пошел вниз. В тот момент быстро рос спрос на импортные товары и услуги, что повышало спрос на валюту на рынке.

Одновременно с этим в Банке России происходила смена руководства, и новый председатель Эльвира Набиуллина решила, что правильно будет поддержать стабильность курса рубля путем продажи части валютных резервов. Но нет ничего более постоянного, чем временное, – продажи валюты продолжались почти два года, и своей минимальной отметки, $356 млрд, валютные резервы достигли в мае 2015 года. С тех пор резервы вновь начали расти, и к сегодняшнему дню их объем достиг почти $400 млрд.