Версия iPhone gold от ювелирного бренда Caviar с восемнадцатью каратами золота и изображением герба Российской Федерации

Версия iPhone gold от ювелирного бренда Caviar с восемнадцатью каратами золота и изображением герба Российской Федерации

Andrey Rudakov / Bloomberg / Getty Images

Сегодня в России стартовали продажи iPhone 7 – через неделю после начала продаж в США и Европе. Apple по-прежнему забирает львиную долю прибыли на рынке, который становится все более тесным – мировые продажи смартфонов и планшетов перевалили за миллиард еще несколько лет назад, а количество брендов уже не поддается подсчету.

Новичкам такой расклад оставляет мало шансов на успех. Тем удивительнее страсть, с которой разработчики и даже целые страны (в лице своих правительств) включаются в игру. Поиски локальных чемпионов, способных если не стать «убийцей iPhone» в мировом масштабе, то по крайней мере заместить импорт популярных гаджетов на домашнем рынке, активно ведутся на территории бывшего СССР. Не менее трети бывших советских республик, сегодняшних стран СНГ, об амбициях которых в мире потребительской электроники прежде никто не догадывался, успели о них заявить.

Смартфоны и планшеты отечественного производства, по замыслам создателей, должны вызывать у потребителя гордость. Их рекламируют с высоких трибун. Превозносят как доказательство успехов импортозамещения. Дарят друг другу руководители соседних государств. Посмотрим, кому и каких успехов удалось достичь на этом поприще.

Россия

Работа над российской альтернативой iPhone ведется последние несколько лет. Продукт компании Yota Devices (один из владельцев – госкорпорация «Ростех»), создавшей двухэкранное устройство YotaPhone, по достоинству оценили гики, отраслевые журналисты и авторитетные эксперты, даже бывший партнер Джобса Стив Возняк.

О реакции рынка того же не скажешь. Цифры продаж, которые компания не раскрывает, выглядят, по-видимому, куда скромнее. По данным исследовательской компании IDC, за четыре года работы Yota Devices отгрузила 70 тысяч смартфонов во всем мире. Тем не менее в продукт поверили китайцы – холдинг China Baoli (бывший Rex Global) весной этого года за $46,2 млн купил 30% российской компании и в настоящее время разрабатывает третью модель YotaPhone.

Впервые прототип девайса глава «Ростеха» Сергей Чемезов продемонстрировал в 2010 году в кабинете президента Дмитрия Медведева, активного потребителя продукции Apple. Именно YotaPhone, казалось, отвечал представлениям чиновников о методах конкуренции с американской и корейской продукцией, хотя ни прозвучавшие тогда сроки вывода новинки на рынок, ни планы производства в Тайване, ни тем более его перенос в Россию в итоге не подтвердились.

Позже в недрах «Ростеха» возник еще один проект. Производитель «Росэлектроника», 85% выручки которого приходится на оборонный заказ, заявил весной о планах создания очередного российского смартфона. Вчера руководство компании даже объявило о предполагаемой цене устройства. «В 2018 году у нас появится свой, отечественный iPhone, который будет стоить на полках около $130», – поделился планами гендиректор «Росэлектроники» Игорь Козлов.

Армения