Антон фон Вернер. Лютер в Вормсе.

Фото: wikipedia.org

Западный мир готовится отметить в следующем году 500-летний юбилей Реформации – собственно, юбилейный год начался в последний день октября этого года, когда отмечался День Реформации. Именно в этот день мало кому известный монах Мартин Лютер выступил со своими 95 тезисами (хотя, говорят, к воротам собора он все же их не прибивал), в которых раскритиковал злоупотребления тогдашней католической церкви. Он не собирался создавать новую конфессию и раскалывать западнохристианский мир, а хотел всего лишь устранить искажения и вернуть христианскую жизнь к Евангелию. Но вышел раскол.

Считать Реформацию великим благом или трагедией – вопрос спорный, но несомненно одно: Запад, каким мы его знаем (в том числе и католический) сложился прежде всего в результате Реформации. Ни одно другое событие за последние 500 лет не перепахало его настолько сильно и глубоко.

Часто можно услышать, что многие нынешние проблемы русского общества и особенно русской церкви проистекают из того, что своей Реформации у нас не было. Это, конечно, очень наивный и европоцентричный взгляд: дескать, существует только один путь развития, если мы по нему не прошли, то мы что-то безнадежно упустили. Остается повторить чужой путь, пусть даже с опозданием на полтысячелетия.

Российские альтернативы

На самом деле, полагаю, вряд ли кто захочет повторять костры на площадях и религиозные войны. Речь идет скорее о плодах Реформации, без которых невозможно представить себе эпоху Просвещения или промышленную революцию. Скажем, это знаменитая «протестантская этика»: будь скромен, честен, благочестив и трудолюбив, и тогда Бог благословит тебя богатством. Неужели никто и никогда не пытался ее заимствовать?