Анатолий Чубайс. Фото: Марк Серый для Republic

Анатолий Чубайс. Фото: Марк Серый для Republic

«Об инновациях будем говорить?» – глава «Роснано» Анатолий Чубайс во время разговора часто пытается вернуть журналистов к вопросам, за которые непосредственно отвечает. В интервью Republic он рассказал, откуда взялся новый российский «Газпром», как «Роснано» борется с раком и что будет с приходом роботов. А еще – почему в России частный бизнес не хочет заниматься инновациями, что делать со школьниками и учителями и как долго страна может жить без реформ.

– В России два адепта инноваций – вы и Герман Греф. Вы сами на Гайдаровском форуме не так давно предлагали для простоты поделить весь инновационный мир между вами пополам. Но в отличие от Грефа вы верите, что инновации могут начинаться с государства. Почему?

– Адептов инноваций в России значительно больше – и на уровне власти, и на уровне госкомпаний, и на уровне частного бизнеса. Давайте для ответа на ваш вопрос возьмем для примера альтернативную энергетику. Как показывает опыт всех стран, построивших ее у себя, нужны две составляющие. Первая – это система государственных мер поддержки и стимулирования. Вторая – создание сложного производственного комплекса, где частные инвестиции играют решающую роль. Я радикально упрощаю картину, потому что есть еще другие компоненты, но тем не менее это главное.

– Сейчас в России на все возобновляемые источники энергии приходится существенно меньше 1%. Но вы утверждаете, например, что солнечная энергетика у нас уже состоялась. Что вы имеете в виду?

– На самом деле сегодня на возобновляемую энергетику приходятся десятые доли процента. Но именно сейчас и происходят ключевые изменения. На сегодня в стране для этого создана главная предпосылка – система государственных мер поддержки для возобновляемой энергетики, для всех ее видов, включая Солнце, ветер и переработку твердых бытовых отходов. Основа для нее была заложена еще в 2007 году, когда мы готовили вторую редакцию закона об электроэнергетике. Вот за таким же столом сидели часов двадцать и спорили, в том числе со многими моими коллегами, которые теперь работают в «Роснано». Рассматривалось два пути. Вариант номер 1 – использовать госбюджет для стимулирования строительства возобновляемой энергетики. Вариант номер 2 – использовать для этого оптовый рынок электроэнергии, который мы тогда и создали. Выбрали второй вариант, и сегодня жизнь доказала, что если бы мы возложили тогда расходы на бюджет, Россия навечно осталась бы без возобновляемой энергетики.