Общепризнано, что идеологии и идеологической борьбы в современной России нет, есть только столкновение личностей, в разной степени симпатичных и несимпатичных, которые говорят приблизительно одно и то же разными словами, обзывая друг друга «путиным». Но так ли это?
Как заметил в свое время советский физик Зельманов, мы являемся свидетелями процессов определенного типа только потому, что процессы другого типа протекают без свидетелей. Мы наблюдаем сегодня исключительно за «борьбой вождей» только потому, что борьба идей остается вне сферы наших наблюдений. Мы не научились ее правильно идентифицировать и интерпретировать.
Дебаты Навального и Стрелкова, наделавшие поначалу так много шума, по-настоящему крупным медийным событием так и не стали. Они напомнили бой Кличко с Поветкиным тринадцатого года, где Навальный, как и Кличко тогда, выиграл по очкам, но в целом это не то зрелище, ради которого ходят на бокс. Стоит, однако, посмотреть на этот поединок не под психологическим, а под идеологическим углом зрения, и его значимость резко вырастет.
То, что неинтересно и скучно для неискушенного обывателя, выглядит весьма интригующе для того, кто умеет угадывать в поверхностной вибрации современной, достаточно мелочной российской политики подспудное движение «больших идей». И тогда детская сказка про Буратино и Карабаса-Барабаса может обернуться эпизодом из «Парка юрского периода», просто динозавры пока еще бродят за кадром.