Иллюстрация: Mart Klein / Getty Images

Иллюстрация: Mart Klein / Getty Images

Есть причины считать, что в мае 2012 года Павел Дуров, тогда еще не покинувший Россию крупный акционер социальной сети «ВКонтакте», пребывал в хорошем настроении. Именно в это время он, например, вместе с командой шутки ради принялся выбрасывать пятитысячные банкноты из окна своего офиса на Невском проспекте, чем наделал много шума. А еще в том же месяце Дуров любезно согласился написать для Republic колонку, в которой изложил собственное видение того, как будет меняться методика и сама система школьного образования. Накануне 1 сентября мы достали из архива этот текст пятилетней давности, который, следует признать, ни в чем не потерял актуальности. Образовательная система по-прежнему нуждается в технологическом и ментальном обновлении. И вот как выглядят методы, при помощи которых, по мнению создателя «ВКонтакте» и Telegram, это когда-нибудь будет сделано.

Человечество отличается от других видов тем, что способно передавать информацию следующему поколению. Однако, судя по катящейся в пропасть системе среднего образования, мы практически разучились это делать. В XXI веке будет создана новая парадигма образования, имеющая мало общего с текущей.

Современные средние школы были задуманы в уходящую индустриальную эпоху. Они организованы по образу фабрик – характерными для заводов звонками, сменами и строгим цеховым разделением. К детям эта система относится как к сырью для изготовления будущих рабочих и клерков. Распределение детей на классы происходит на основе возраста, словно главная характеристика людей для системы – дата их изготовления.

В течение многих десятилетий такая фабричная модель помогала создавать столь нужные развитым странам армии рабочих и их начальников. Сегодня западные страны уже не могут конкурировать с Востоком в индустриальной плоскости, и их стандартизированные средние школы производят лишь армии безработных.

Западное общество, неспособное разглядеть системный кризис школьного образования, все чаще объявляет «бракованными» не школы, а самих детей, которым присваивает ярлык ADHD (синдром дефицита внимания и гиперактивности) и прописывает наркотические психосимуляторы вроде риталина. Эти стимуляторы притупляют чувственное восприятие ребенка и заставляют его фокусировать внимание на учебнике, классной доске и учительнице.

Без стимуляторов многие дети, которых официальная фармакология объявила больными, отвлекаются на окружающее информационное изобилие в виде фильмов, клипов, игр и интерактивных интернет-сервисов. Однако поведение этих детей объяснимо и без диагнозов.

Сегодня в изготовление одного голливудского блокбастера может вкладываться больше ресурсов, таланта и творческих усилий, чем во всю школьную программу по тому или иному предмету. Жесткая конкуренция на медийном рынке привела к тому, что к созданию продуктов массового искусства порой привлекаются лучшие художники, лучшие композиторы и лучшие писатели.

Всем этим творческим ресурсам централизованная система образования пытается противопоставить стандартные учебники, черно-белые доски и малоимущих учителей. Пока медиакомпании осваивали современные формы передачи информации, школы словно застыли в XX веке. Очевидно, что скоро системе среднего образования придется полностью измениться – или исчезнуть за ненадобностью.

Как же будет выглядеть система образования будущего?