Фото: H. Armstrong Roberts / ClassicStock / Getty Images)

Фото: H. Armstrong Roberts / ClassicStock / Getty Images)

Петя слушает музыку, когда учит уроки. Даша хорошо запоминает визуальную информацию. Дима делает записи и только с ними хорошо усвоит материал. Все слышали о том, что у разных людей разные стили обучения – восприимчивость к разным источникам информации. Узнав, какой способ обучения подходит и не подходит именно вам, можно ускорить обучение и повысить его качество. Такие утверждения можно услышать в школе и прочитать на разнообразных образовательных ресурсах. Насколько они справедливы?

Идея о различных стилях обучения появилась в 1970-х годах. Авторы обзора, опубликованного в 2004 году, насчитали 71 модель обучения, которые группируют учеников в зависимости от склада личности (прагматик/теоретик/активист), качеств (сильное воображение / любовь к работе руками / умение видеть прикладные аспекты в теории), отношения к обучению (избегающее/соревновательное/независимое) и многого другого. Наиболее часто сегодня под «стилями обучения» подразумевают модель, построенную новозеландским преподавателем Нилом Флемингом.

В 1990-х Флеминг, работая инспектором в новозеландских школах, обратил внимание, что учителя, которые казались ему великолепными преподавателями, не всегда могли достучаться до детей, в то время как у учителей, объективно не таких прекрасных, это получалось. Флеминг пришел к выводу, что главную роль здесь играли «предпочитаемые режимы обучения» – то, как люди предпочитают получать информацию. На вопрос «как добраться?» одни покажут точку на карте, другие нарисуют схему, третьи дадут устные инструкции, четвертые отведут на нужное место. Подобным же образом, заключил новозеландец, люди могут разными способами и усваивать новые данные – кому-то комфортнее воспринимать на слух, кому-то нужно сделать руками, чтобы понять.

В результате Флеминг составил опросник, на основании которого человека можно отнести к одной из четырех групп по предпочитаемому им способу восприятия информации: визуальный (visual), на слух (aural), чтение/письмо (read/write) и кинестетический (kinesthetic). Эта модель получила название VARK и на самом деле представляет собой расширенную версию другой модели, предложенной в конце 1970-х годов американским исследователем Уолтером Бёрком Барбом – VAK (visual/auditory/kinesthetic). Сегодня можно встретить и расширенные версии самой VARK. «Я мог назвать опросник KRAV или VRAK, – писал впоследствии Флеминг. – Только гораздо позднее я узнал, что vark по-голландски значит “свинья”, и я не мог зарегистрировать сайт vark.com, потому что такой сайт принадлежал зоомагазину в Пенсильвании, продающему aardvarks – “земляных свиней” (трубкозубов. – Republic)».