Студенты во время занятий. Фото: Михаил Гребенщиков / Коммерсантъ

Студенты во время занятий. Фото: Михаил Гребенщиков / Коммерсантъ

В апреле в кулуарах Федерального Собрания и в государственных средствах массовой информации началось обсуждение возможности закрепощения граждан России.

Сначала депутат Государственной Думы Сергей Вострецов выдвинул предложение вернуть распределение выпускников российских вузов. Подобные идеи появляются в обществе регулярно, и можно было предположить, что это всего лишь попытка очередного единоросса обратить на себя внимание, но последовавшие новости заставляют предполагать, что этот законопроект стал началом скоординированной кампании.

16 апреля Россотрудничество объявило о запуске проекта «Highly Likely Welcome Back, или пора домой!» – проект должен создать условия для возвращения российских студентов из Великобритании и других стран, «проявляющих недружественное отношение» к России.

Затем один из топ-менеджеров российской IT-индустрии Игорь Ашманов в статье, опубликованной на сайте РИА Новости, обвинил США в том, что страна захватывает «русских программистов силой» и заставляет «работать на себя», а потому «выезд любого технического специалиста в отпуск или командировку за рубеж – огромный риск, особенно в условиях, когда, по сути, на них идет охота».

Наконец, 25 апреля в Совете Федерации состоялся круглый стол на тему «Актуальные вопросы обеспечения российского технологического суверенитета», в ходе которого прозвучал целый ряд программных заявлений. «Раз государство за свой счёт обеспечило получение высшего образования, то оно вправе претендовать на результаты интеллектуальной деятельности и авторских прав лиц, получивших это образование», – поделился мыслью зампред комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Михаил Аничкин. Еще один известный менеджер в сфере ИТ Наталья Касперская поставила вопрос ребром: «Нужно вернуться к тому, чтобы наши дипломы не признавались за рубежом. Тогда наши выпускники останутся у нас, а вот мы сможем привлечь иностранных специалистов». Наконец, советник министра обороны Андрей Ильницкий уточнил, что «речь идёт не о том, чтобы закрыть учёных в “шарашках”, а о том, чтобы обеспечить их жильём, параллельно “немножечко закрыв по секретности”».

Эти высказывания и инициативы объединяют две особенности. Во-первых, это очевидный призыв к отказу от курса на интернационализацию российского образования, проводившегося с начала 2000-х годов и нацеленного на создание возможностей для россиян учиться в лучших мировых университетах, а во-вторых, стремление ликвидировать важнейшие свободы граждан России, вводя обязательное трудоустройство и ограничивая выезд за рубеж для специалистов с высшим образованием (прежде всего, в области ИТ).