Кадр из фильма "Повелитель мух". Фото: Two Arts Ltd

Кадр из фильма "Повелитель мух". Фото: Two Arts Ltd

О политических процессах в постсоветской России как отечественные, так и зарубежные политологи написали немало разных научных книг. Далеко не всем из них присуще обилие статистических выкладок или теоретико-игровых моделей: читатели могут найти для себя и такие книги, которые не предполагают у аудитории специальной теоретической подготовки. Но в изучении современной российской политики можно пойти и иным путем, используя для анализа произведения художественной литературы, написанные в прошлом веке. Помимо книг о России – например, «Москва 2042» Владимира Войновича, которую некоторые наблюдатели считают пророческой, стоит обратить внимание и на зарубежную классику.

Провал демократизации

Пожалуй, наиболее убедительная книга, ярко описывающая динамику политического режима в России после распада СССР, была впервые опубликована в далеком 1954 году и появилась на русском языке в конце 1960-х. «Повелитель мух» Уильяма Голдинга, удостоенный Нобелевской премии, демонстрирует, как политический режим в рамках сообщества подростков, в результате катастрофы оказавшихся на необитаемом острове, последовательно переживает следующие этапы:

1) неудачная попытка введения электоральной демократии (избранный голосованием лидер оказывается недостаточно легитимным);

2) неформальное разделение власти между несколькими наиболее влиятельными подростками (олигархия);

3) узурпация власти наиболее наглым и циничным подростком, который добивается исключения из сообщества своих противников и вместе со своими сторонниками устанавливает…

4) репрессивную тиранию, которая ведет к новой катастрофе.

С точки зрения политолога, важно подчеркнуть, что герои Голдинга отнюдь не были заведомо обречены на тиранию в силу тех или иных неблагоприятных предпосылок: они не более чем обычные подростки, предоставленные сами себе. «Повелитель мух» показывает, что репрессивная тирания – это скорее естественный результат максимизации власти успешными и коварными политиками, которые сталкиваются с недостаточно сильными ограничениями своих устремлений. В романе активные подростки проигрывают в борьбе за власть новому тирану, другие члены сообщества либо пассивно следуют за харизматичным лидером, либо оказываются исключенными из сообщества, а внешние игроки на острове по большей части отсутствуют, появляясь на страницах романа лишь в самом конце. Именно такое развитие событий и оказалось характерно для постсоветской России.