Монументальный комплекс Долина павших. Фото: Juan Medina / Reuters

Монументальный комплекс Долина павших. Фото: Juan Medina / Reuters

15 февраля правительство Испании выпустило декрет об эксгумации останков диктатора Франсиско Франко (он похоронен в базилике мемориала «Долина павших») и дало его родственникам 15-дневный срок на выбор места перезахоронения. О том, как Испания разбирается со своей исторической памятью, можно почитать в недавнем тексте Ильи Иванова.

Новый глава испанского правительства социалист Педро Санчес обещал приложить все усилия, чтобы останки испанского диктатора Франсиско Франко Баамонде, похороненного в 1975 году в базилике мемориала «Долина павших», были эксгумированы и переданы его семье. В Конгрессе депутатов Испании предполагают, что это может произойти уже в июле. Скорее всего, бывший диктатор, его превосходительство «Милостью Божией Генералиссимус» будет перезахоронен в фамильной усыпальнице семьи Франко-Поло на кладбище Мингоррубио в предместье Мадрида, недалеко от королевского дворца Эль Пардо – его бывшей многолетней резиденции.

Спор о необходимости выноса Франко из грандиозного мемориала в горах Гвадаррамы идет уже несколько десятилетий. Начался он вскоре после смерти генералиссимуса, во время «Транзисьон» – периода перехода Испании от правой диктатуры к представительной демократии в форме конституционной монархии. Фактическим наследником Франко стал внук отрекшегося в 1931 году от престола короля Альфонса XIII – Хуан Карлос I де Бурбон. «Транзисьон» начался практически сразу после смерти Франко и завершился в 1983 году формированием правительства – на парламентских выборах победила возрожденная социалистическая партия. Однако тогда, в восьмидесятые, духовные наследники испанских социалистов, сражавшихся против Франко почти за полвека до того, не спешили ломать символы франкизма – многочисленные памятники, монументы и топонимы в честь Франко и его сподвижников. В то время разные части испанского общества впервые за десятилетия пытались наладить содержательный диалог и равноправное сосуществование друг с другом в одной стране. Молодая и пока нестабильная испанская демократия не была готова к полному демонтажу и отрицанию наследия Франко; доминирующая часть общества, включая конституционного главу государства – короля – имела свежий опыт разной степени лояльности режиму так называемого национал-католицизма, созданного Франко. Даже сейчас большая часть испанцев, особенно среднего класса, не испытывая или делая вид, что не испытывают особых сантиментов относительно личности каудильо, готовы оправдывать его режим «из уважения к памяти своих родителей, дедушек, бабушек».