
Фото: Mike Blake / Reuters
Помните первые салоны-видеопрокаты? Полки были забиты кассетами с самыми разными новинками, кассиры за стойкой методично отмечали в личных карточках клиентов взятые напрокат фильмы и проверяли, нет ли за ними каких-либо долгов. Потом уже казавшийся допотопным формат VHS почти всухую проиграл DVD. В какой-то момент стеллажи оказались заполнены тоненькими коробками с дисками. Идея для бизнеса лежала на поверхности: зачем каждый вечер тратить время и заходить в прокат, если фильмы можно присылать, например, по почте?
Так в 1998 году появился Netflix. Сооснователи сервиса Рид Хастингс и Марк Рэндольф, находясь в Калифорнии, запустили сайт, который позволял за несколько долларов заказать любой диск с фильмом из каталога. Через несколько дней DVD нужно было упаковать в красный конверт, в котором он пришел, и выслать обратно по почте. Сервис оказался востребованным: в первый день запуска сайт упал, так как серверы не выдержали нагрузки.
До появления VHS фильмы могли показывать в кинотеатрах в течение нескольких месяцев («Инопланетянина» Стивена Спилберга, например, крутили на большом экране в течение года). Фактически картины пропадали из поля зрения сразу после того, как исчезали из кинотеатров. Видеопрокаты смогли решить эту проблему: любой человек при желании мог за выходные посмотреть несколько фильмов. Появился огромный рынок старых кинокартин, которые многие не успели посмотреть в кинотеатре. Именно поэтому Netflix закупал огромное количество копий уже вышедших фильмов. Американская компания уничтожила видеосалоны, которые из-за растущей популярности сервиса превратились в архаику.
Теперь появилось новое опасение: многие всерьез говорят о том, что Netflix может заменить кинотеатры.