Отражение часов по проекту японского художника-аниматора и режиссера Хаяо Миядзаки в Токио, Япония. Thomas Peter / Reuters

Отражение часов по проекту японского художника-аниматора и режиссера Хаяо Миядзаки в Токио, Япония. Thomas Peter / Reuters

Недавно представитель правительства Японии – министр по проведению Олимпийских игр Йоситака Сакурада – оказался в неприятной ситуации. Он опоздал на парламентские слушания. Всего на три минуты – но этого оказалось достаточно, чтобы депутаты раскритиковали его за неточность (оппозиция в знак протеста даже бойкотировала заседание). Министр в итоге принес официальные извинения.

В стране, которая считается образцом пунктуальности, такая реакция на опоздание – в порядке вещей. Чиновника там могут оштрафовать за то, что он ушел на обеденный перерыв на несколько минут раньше. Для транспортных компаний проблемой становятся и секунды. Год назад West Japan Railways попросила прощения за то, что ее поезд отправился на 25 секунд раньше. Годом ранее другая компания – Tsukuba Express – извинилась за отступление от графика на 20 секунд.

«Это стало большим неудобством для пассажиров, – заявила West Japan Railways (проверка показала, что машинист, не увидев людей на платформе, решил отправиться чуть раньше, несколько человек в результате пропустили поезд). – Этому просто нет оправдания. Мы серьезно пересмотрим отношение к работе и постараемся, чтобы такое больше не повторилось».

Пунктуальность в Японии воспитывают с детства. «Родители все время подчеркивали, как важно не опаздывать, – говорит студент Иссей Изава. – Они объясняли, что даже небольшое опоздание может стать неудобством для других людей. Думаю, что я это усвоил».

Привычку тщательно следить за временем связывают с экономическим развитием Японии в XIX–XX веках. В то же время пунктуальность – как социальная норма, действующая среди коллег и знакомых, – может становиться источником стресса. А на рабочем месте – быть частью той же корпоративной культуры, которая приводит к профессиональному выгоранию и переработкам.