
Участники митинга протеста против соглашения о границе между Ингушетией и Чечней, Магас, октябрь 2018 года. Фото: Maxim Shemetov / Reuters
24 июня Юнус-Бек Евкуров публично попросил об отставке с поста главы Ингушетии. Владимир Путин прошение удовлетворил и назначил врио Махмуд-Али Калиматова, в 2004–2007 годах работавшего прокурором республики. Уход героя России Евкурова – это не только победа десятимесячных протестов оппозиции, которые генерал-майор не смог ни умиротворить уговорами, ни подавить арестами почти 30 активистов и административными делами еще примерно на 200 участников акций в марте – апреле 2019 года. Это, как будет показано ниже, еще и наглядная иллюстрация того, что кризис российского общества глубже кризиса политических институтов, что он охватил тот самый сурковский «глубинный народ» и не имеет очевидного решения. Все это – тревожные новости и для путинского «долгого государства».
Яхийта пошт, гражданин начальник
Прямые выборы главы региона и отказ Евкурова от третьего срока были основными требованиями ингушских общественных активистов до переназначения Евкурова 9 сентября 2018 года и оскорбительного и мутного подписания 26 сентября соглашения о границе между Чечней и Ингушетией. Правда, летом 2018 года больше 200 человек на митинг собрать не удавалось. Поведение генерал-майора в связи со злополучным соглашением мобилизовало жителей республики уже на многотысячные акции октября в Магасе. Земельный спор с Чечней и откровенно античеченская риторика предпринимателя, бывшего депутата ингушского парламента, общественного деятеля и историка Идриса Абадиева сыграли в этой мобилизации важную роль – как и симметричная мобилизация чеченцев (некоторые ичкерийцы в Европе поддержали в этом конфликте Рамзана Кадырова). Но главным было неуважение к мнению людей, продемонстрированное генералом. Уже с начала 2019 года вопрос об отставке Евкурова вышел на первый план, одним из главных лозунгов протеста стало крепкое словосочетание «яхийта пошт» (дословно – «отправляйся почтой»). Актуальная повестка оппозиции сегодня, кроме прекращения преследования и освобождения активистов, содержащихся под стражей в Нальчике, и отмены соглашения о границе – прямые выборы главы региона. Возможность самим обустраивать свою жизнь и выбирать себе руководителей оказалась важной для ингушей, и главная претензия к Евкурову – его очевидная в эпизоде с земельным спором подотчетность Кремлю и Рамзану Кадырову и неподотчетность собственному народу. Нужно подчеркнуть здесь, что прямые выборы как институт для ингушей не так важны, как уважение мнения людей.
Ну да, ну да, важные процессы, низовая модернизация, демократизация идет к нам с Кавказа.
Наверное, посредством синхронных танцев по кругу.
Только взгляните на эти прекрасные добрые лица на фотографии Максима Шеметова. Ну и что с того, что это была последняя фотография, сделанная им, когда у него были еще две руки?
Но потом-то эти замечательные юноши исправились, получили навыки управления в условиях толерантности и торжества прав человека и стали наводить порядок в Ингушетии современными методами, научились читать, в конце концов. Потом, увидев такое, и остальной Кавказ подключился, потанцевали синхронно круговые танцы, постреляли в воздух, стали учиться читать...
Рамзан посмотрел на все это, прослезился, подал в отставку - как же я раньше не понимал, говорит, всей своей архаичности.
Его пример стал заразительным для всего Востока. Синхронный круговой танец стал самым популярным флэшмобом в Иране и Саудовской Аравии. Аятолла, увидев такое, прослезился, подал в отставку, перед этим распорядившись устроить гей-парад в Тегеране, а за ним и саудовский король прозрел. Как же, говорит, я раньше не понимал всей своей архаичности!
Так, начавшись с Кавказа, и пошло по миру человеческое щастье.
что-то подобное уже высказывалось из уст "Новой газеты" в отношении соседнего небезызвестного региона и его представителей в 90-х :)
Низы не хотят, а верхи не могут, вот такая импотенция власти наблюдается на Кавказе. Почему Кремль не может навести на Кавказе конституционный порядок, позволив создать в Чечне подобие монархии восточного типа во главе с шахом (султаном, эмиром)? Ответ не так уж и прост. Предполагаю, что уже нет у власти не только сил, но и желания охранять государственные устои. Эти устои постепенно размываются, и эрозия съедает государство изнутри.
Яков, я полагаю, что попытки наведения там конституционного порядка - это у нас уже в прошлом. В настоящем же мы пытаемся навести там хоть какой-то порядок... И, дай Бог, чтобы получилось хотя бы это...
Де юре Чечня субъект РФ, де факто некий эмират, где законы РФ не действуют. Типичное феодальное устройство: эмир присягнул Путину и творит на своей территории всё, что сочтет нужным. Как нам рассказывали много лет назад в школе "Вассал моего вассала не мой вассал", то есть защищать права простых чеченцев не требуется. Вот Голунову подбросили наркотик, чтобы посадить, а ничего не получилось, в Чечне же по той же самой схеме Оюба Тетиева посадили.
Я в курсе. Именно так все и обстоит. И, вероятно, так и продолжится до тех пор пока не случится что-то подобное тому, что случилось в Ингушетии... возможно, даже несколько раз...
как говорила Н.Мордюкова - хороший ты мужик, но не орел. Он сделал, то что ему разрешили, не больше. Но для лидера народа этого мало.
Спасибо, очень интересно. Досадно мало материалов, посвященных Кавказу. Там идут какие-то важные процессы, низовая модернизация, оформляющаяся как политический ислам. Похоже, именно это и будет определять там ситуацию на обозримое время. И глядя оттуда как раз федеральный центр, зацикленный на единственной задаче "замирения Кавказа" выглядит архаичной и, что еще хуже, архаизирующей силой.
Именно так, Влад! Вероятно, Вы правы и там формируется именно политический ислам... Мы же здесь боремся за секуляризацию православия... Федеральный же центр, возможно, даже понимает, что справиться с политическим исламом на Кавказе (а затем и в Поволжье) на фоне секуляризованного православия в остальной части страны - это где-то уж слишком близко к mission impossible...
Зачем бороться с политическим исламом? Секулярность противоречит доктринам ислама. Мусульмане считают, что их вера должна проявляться в добрых делах, их вера не отдельно от социальной активности, а вместе с ней и придает ей смысл. Борьба федералов с исламскими политическими активистами приводила к их радикализации и выдавливанию в леса.
Мусульмане кроме этого ещё считают, что всех остальных (неверных) следует обратить в ислам. Некоторые также считают, что ради этой «благой» цели следует использовать почти любые доступные методы... и уж тем более любые политические методы!
Если же попытаться оградить политику от ислама, тогда они уходят в леса и переходят к иным, неполитическом методам:(
Так что это на самом деле все же проблема...
До тех пор, пока у современных людей нет возможностей и сил быть властью, то это все разговоры в пользу бедных. И будут они жить под стопой архаизма. А в масштабах планеты Земля - все это ровно ничего не значит. Во времена Рамзеса были несогласные с политикой фараона, одно постоянно - сейчас не осталось ни тех ни других.