Политический кризис в Москве привел к регулярным массовым протестам – и регулярным массовым задержаниям людей полицией, арестам и уголовным делам. В такие дни всегда много работы у правозащитников. Независимый проект ОВД-Инфо, оперативно собирающий информацию о задержаниях на публичных акциях и других случаях политических репрессий и оказывающий юридическую помощь задержанным, – одна из институций, без которой уже сложно представить жизнь Москвы. О том, наступил ли «новый 1937-й», как общество относится к всплеску репрессий и как ЕСПЧ придумывает для России будущее, сооснователь ОВД-Инфо Григорий Охотин рассказал Андрею Синицыну.
– Ты написал недавно (6 августа) такой установочный пост про репрессии, где, в частности, утверждаешь: «Структурно и по масштабу это все те же самые репрессии, что были и 2–3 года назад, и 5–7 лет назад. Новизна сегодняшнего дня в другом. Не в новом масштабе репрессий, а в новом размахе и качестве гражданской активности. В принципиально новом уровне деятельного неприятия репрессий». Сейчас (разговор происходит 13 августа) ты на том же настаиваешь?
– На том же, просто ситуация развивается довольно быстро и все становится понятнее. Мне кажется, в самих репрессиях действительно нет ничего нового, задержания давно практикуются. Это не отменяет того, что бьют и сажают сейчас много совершенно конкретных людей. Вместе с другими правозащитными организациями мы помогаем им всем, чем можем.
– Дело об организации массовых беспорядков – после «болотного» было такое?
– Такого масштабного нет. «Болотное дело» строилось вокруг двух статей УК – 212 (организация массовых беспорядков) и 318 (насилие в отношении представителя власти). 318-ю научились применять примерно после каждой акции протеста. На самом деле ее применяли еще до Болотной: если полицейский тебя избил, он превентивно на тебя подает заявление, чтобы ты не пошел в СК говорить, что тебя избили. Но массово и системно ее стали применять после Болотной, довольно много – в 2017 году, много было региональных кейсов. Это такая апробированная, именно «митинговая» статья.
Статья об организации массовых беспорядков была применена еще в 2010 году после акции футбольных фанатов на Манежной площади, переросшего в столкновения с полицией. Тогда нашли «левый и правый след» и посадили нацболов, в том числе – за призывы к «массовым беспорядкам». Потом эта статья еще применялась в Крыму в 2014-ом, сейчас такие попытки предпринимаются по следам протестов в Ингушетии.
Правоохранители стандартно используют статьи 318, 212 и 212.1 («дадинская» статья за четырехкратное задержание на митингах). Когда они хотят сбить протест, они включают эту штуку. Новизна только в 141 статье (воспрепятствование осуществлению избирательных прав), по которой обыскивали и допрашивали муниципальных депутатов. Интересно, что первый медийный эффект случился после нее. Именно поэтому я считал, что это обычное запугивание перед митингами. Есть ряд кейсов в регионах, когда 141-ю возбуждали, чтобы просто запугать тех или иных кандидатов, а потом откатывали назад. Как сделать на ее основе серьезное политическое дело, непонятно, опыта никакого нет. Но это уголовное дело дало возможность проводить обыски у всех кандидатов, пугать их – а среди них тоже много людей новых, непривычных к такому образу жизни. Наши адвокаты, которые присутствовали при обысках, говорят, что они были совершенно демонстративными: ничего не искали, ничего не забрали, пришли, потоптались и ушли. С другой стороны, была информация, что к расследованию дела подключилась Служба по защите конституционного строя ФСБ – с целью поиска иностранного финансирования. Тоже элемент пропаганды и запугивания, но видно, что эту линию они будут развивать. Об этом говорит и шум в Госдуме и Совете Федерации.
Но мне по-прежнему кажется, что ощущение «37 года», «оккупации» или «северной кореи» неправильное, что уровень репрессий привычный, нормальный для последних лет. Но из-за того что очень изменилась структура протеста и масштабы общественной мобилизации, – и внимания к этому СМИ, – эти репрессии приобретают совершенно новое звучание и новый смысл.
Григорий Охотин. Фото: Оксана Омарова
на тему подписей
.
https://rg.ru/2019/08/12/reg-cfo/zaregistrirovannye-kandidaty-schitaiut-normoj-trebovaniia-mosgorizbirkoma.html
.
"Не потому, что мы вписывали несуществующих людей или "мертвых душ". Конечно нет.
Если только сейчас начало зарождаться гражданское общество, то плОхи дела в России., ибо чтО может вырасти в тоталитарном режиме? Нет независимых профсоюзов, обществ, общественных движений типа "Солидарности", союзов тех или иных...
Вышеприведенные меры напоминают пляски на раскаленной сковороде и советы, как временно смягчить удар кулака от любимой родины.
Опять россиянам тратить дорогие годы своей безвозвратно уходящей жизни на якобы улучшение СИСТЕМЫ? Дело, конечно, самих россиян: можно все время идти за горизонтом ("светлым будущим") , но не проще ли уехать, пока возможно и оставить самим властям "улучшать" то, что не поддается улучшению?
Здесь ведь всегда выбор - уехать и чем заниматься? Работать в Макдоналдсе? Если вы не разработчик то получить нормальную работу крайне тяжело. Что делать с семьей? Пока мы не достигли уровня Венесуэлы и КНДР, бороться за улучшение Родины имеет смысл.
Все сидели и не рыпались, пока принимались антиконституционные законы, а теперь стало нечем дышать. Только вот вопрос: почему не использовать существующие законные методы? Если регулярно, настойчиво протестовать и сообщать свое недовольство властью на санкционированных митингах, если на эти безопасные митинги будет выходить много людей, если действовать строго в рамках закона и задействовать действительно хороших юристов, когда закон нарушается властью, то... капля камень точит. Только тогда есть шанс, что родится настоящая оппозиция, выработаются программы, которые поддержит большинство, и перемены будут происходить без революций. У нынешних "лидеров оппозиции" нет никаких программ и серьезных планов. Революцию очередную большая часть населения страны не поддержит, а поддержит репрессии против тех, кто провоцирует революцию. И, я думаю, они правы. Те, кто не желает действовать в рамках существующих законов сейчас, не станут соблюдать законы и тогда, когда придут к власти, - найдут красивые оправдания для несоблюдения. Если мы хотим другую страну, в которой все будет по законам, то начинать нужно с соблюдения законов. Пока еще эти законы позволяют так делать.
Вы, простите, сейчас о чем? Оппозиция то как раз действует в рамках законов (если даже эти законы противоречат конституции и здравому смыслу). Беспредельничают как раз таки избиркомы и силовики. Первые отказываются принимать подписи и регистрировать оппозиционных кандидатов (по каким то смехотворным причинам, игнорируя так то определение конституционного суда), вторые - избивают, задерживают и осуждают мирных граждан, пришедших на встречу с муниципальными депутатами (ещё и вменяют какие то массовые беспорядки, которых никто не видел, насилие применяли только анонимные, опять же в нарушение закона, силовики). Тот же ОВД-инфо действует по закону, информируя задержанных об из правах, предоставляя им адвокатов, опять же в отличие от силовиков, которые права задержанных зачастую нарушают. Где вы видите нарушение закона со стороны оппозиции? Стаканчик бумажный кинули или что там было ещё? Дорогу на красный свет перешли? О да, беспредельщики, никак нельзя таких допускать до выборов.
Миша, не вступайте в дискуссию с троллем. Тем более с примитивным.
Евгений, хорошо бы тролли. Я, увы, довольно часто слышу эти тезисы от живых, хорошо мне знакомых и адекватных людей. Поэтому мне не лень лишний раз повторить, кто нарушает закон, а кто соблюдает. Может быть кто то и прислушается.
1. Законы принимаются нелигитимной думой
2. Законы (включая конституцию) не соблюдаются самой властью
Вопрос: с какой стати эти законы должны соблюдать граждане?
У людей есть естественное представление о справедливости, и никаких программ и планов для борьбы за эту справедливость не надо.
Вы проигнорировали сказанное мной: БОЛЬШАЯ часть населения этой страны боится и не хочет изменений, потому что оппозиционно настроенные активисты демонстрируют этому населению исключительно сценарии революции, а вот этим люди наелись и больше не хотят. Действие в рамках существующих законов, в том числе в каких-то случаях обращения в Конституционный суд, будет тем способом действия, который убедит людей, что оппозиция не жаждет переворотов и революций и развернет симпатии (не мгновенно, да) людей в строну оппозиции. Армия, Росгвардия, - это люди с оружием в руках со всех концов страны, вовсе не дети богатых, их родичи повторения 90-х боятся. Как вы думаете, на чьей стороне будут эти ребята с оружием? Вам гражданской войны хочется? Заскучали?
БОЛЬШАЯ часть населения этой страны боится и не хочет изменений потому что она зарыла голову в песок и ей страшно по-честному разобраться в ситуации, потому что может оказаться что справедливость требует борьбы, а это страшно. Проще ничего не видеть и не знать. Слава богу есть люди которым наверняка тоже страшно, но они сильнее этого страха.
Кстати росгвардия и полиция тоже люди и тоже способны понять где справедливость.
Какое отношение имеет гражданская война к требованию допуска к выборам? Не передергивайте - узурпация власти и несоблюдение законов именно к этому и приводит обычно.
"Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой". Радует, что у нас такие люди есть, и они оказались способны создать структуру, которая профессионально защищает права и свободы граждан. На память тут пришли слова Льва Толстого о необходимости объединиться хорошим людям. „Если сила плохих людей в том, что они вместе, то хорошим людям, чтобы стать силой, надо сделать то же самое". В России объединение "плохих людей" имеет статус государство, а "хороших" - организаторы массовых беспорядков. Это и есть главная беда и проблема нашей страны.