В XX веке космос манил широкую публику романтикой неосвоенного фронтира, политиков СССР и США – возможностью ярко продемонстрировать технологическое превосходство своих стран. Он, как и спорт, направлял глобальное соперничество в более мирное русло, подпитывал национальную гордость. И одновременно способствовал развитию военных технологий, помогая выражать власть и силу. Сегодня космос – это один из самых быстрорастущих рынков современности. И все больше частных компаний, а в последнее время и стран, пытаются найти и занять на этом рынке свои ниши и ставят перед собой конкретные коммерческие цели.
Активность и многообразие частных компаний на космическом рынке дают надежду даже относительно небольшим странам, что и они смогут добиться успеха на этом поприще. За последние 10 лет как минимум в 17 странах появились собственные национальные космические агентства.
В августе космическое агентство было создано на Филиппинах, в прошлом году – в Турции и Австралии. В скором времени, вероятно, появится на Шри-Ланке. Цели некоторых из них, похоже, ограничиваются пропагандистскими запусками первых спутников силами коммерческих подрядчиков, как у Туркменистана в 2015 году, и являются в основном политическими, как в Северной Корее.
Португальское космическое агентство, созданное всего девять месяцев назад со штаб-квартирой на Азорских островах, собирается построить на самом южном острове архипелага Санта-Мария космодром, создать собственную «природосберегающую» ракету и надеется привлечь частные компании для запуска ракет с космическими туристами на борту. Азорские острова расположены относительно близко к экватору, Европе и Америке и на 1500 км окружены водой, что делает их удобными не только для запусков (чем ближе к экватору, тем меньше расход топлива), но и для космического мониторинга. На архипелаге уже расположены станции слежения Европейского космического агентства и крупные телескопы.
Пионером коммерциализации среди национальных космических агентств, видимо, стал «Роскосмос» (с 2015 года – госкорпорация, а до этого в качестве ведомства несколько раз менял свое название). Заказы NASA поддерживали ведомство на плаву в 1990-е годы и оставались важной статьей доходов в более поздние годы. С 2005-го «Роскосмос» и корпорация «Энергия» получили из американского бюджета более $4 млрд. Были у ведомства и другие клиенты. Так, туристы до сих пор летали в космос исключительно на российских «Союзах». Но советский технологический задел с каждым годом оставляет все меньше возможностей для успешной конкуренции. Да и «Роскосмос» не отличается умением полностью обеспечивать свои расходы коммерческими проектами. В то время как рынок становится все более разнообразным, его многочисленные участники – все более изощренными.