Цветная литография, 1931 год, художник неизвестен

Цветная литография, 1931 год, художник неизвестен

Wikimedia Commons

В издательстве Новое литературное обозрение выходит книга Дины Хапаевой «Занимательная смерть: развлечения эпохи постгуманизма». В основном эта работа посвящена танатопатии – «завороженности смертью», в которую погружена современная культура, однако в книге есть важные исторические экскурсы. Автор книги, профессор Школы современных языков Технологического института Джорджии, объясняет в предисловии:

Наверное, трудно представить себе понятие, которое было подвергнуто большей дискредитации, чем гуманизм. За многовековую историю его существования в него вкладывались разные смыслы, что дало возможность его критикам – прежде всего Марксу и Ницше – называть его «лживым», «буржуазным» и «лицемерным». Их критика «ложного гуманизма» в значительной степени узаконила эксплуатацию этого понятия тоталитарными режимами – фашизмом и сталинизмом. Приспешники Гитлера говорили о том, что они строят общество «истинного гуманизма», а изобретенное Горьким в 1934 году понятие «пролетарского гуманизма» стало мощным подспорьем Сталину и его подручным в легитимизации массового террора, из которого позднее выполз «развитый социализм».

Одним из важнейших компонентов тоталитарной идеологии и в Рейхе, и в СССР был культ смерти – поклонение павшим героям, прославление самоубийственных подвигов, особая роль похоронных ритуалов и специфическая обрядность. Итак, сравниваем два режима в главе «Почитание смерти в Советской России и нацистской Германии»: