
Цветная литография, 1931 год, художник неизвестен
Wikimedia Commons
В издательстве Новое литературное обозрение выходит книга Дины Хапаевой «Занимательная смерть: развлечения эпохи постгуманизма». В основном эта работа посвящена танатопатии – «завороженности смертью», в которую погружена современная культура, однако в книге есть важные исторические экскурсы. Автор книги, профессор Школы современных языков Технологического института Джорджии, объясняет в предисловии:
Наверное, трудно представить себе понятие, которое было подвергнуто большей дискредитации, чем гуманизм. За многовековую историю его существования в него вкладывались разные смыслы, что дало возможность его критикам – прежде всего Марксу и Ницше – называть его «лживым», «буржуазным» и «лицемерным». Их критика «ложного гуманизма» в значительной степени узаконила эксплуатацию этого понятия тоталитарными режимами – фашизмом и сталинизмом. Приспешники Гитлера говорили о том, что они строят общество «истинного гуманизма», а изобретенное Горьким в 1934 году понятие «пролетарского гуманизма» стало мощным подспорьем Сталину и его подручным в легитимизации массового террора, из которого позднее выполз «развитый социализм».
Одним из важнейших компонентов тоталитарной идеологии и в Рейхе, и в СССР был культ смерти – поклонение павшим героям, прославление самоубийственных подвигов, особая роль похоронных ритуалов и специфическая обрядность. Итак, сравниваем два режима в главе «Почитание смерти в Советской России и нацистской Германии»:
Пафосная ложь хорошо затуманивает мозги народу. Он развешивает уши, радуется навешанной лапше и бурно аплодирует. Были и соответствующие песни. В годы гражданской войны появился текст, переделанный из песни времен Первой мировой: там в бой шли за "Русь святую" с готовностью пролить "кровь молодую". Но новые времена - новая песня.
"Смело мы в бой пойдем
За власть Советов,
И как один умрем
В борьбе за это".
А вот еще песня из фильма "Они были первыми" (1956 год). Очень этот фильм понравился, когда он появился на экране, а было мне лет 5 или 6. И песня тоже понравилась. Там еще и песня о любви классная была "Мы жили по соседству".
За фабричной заставой,
Где закаты в дыму,
Жил парнишка кудрявый -
Лет семнадцать ему.
О весенних рассветах
Тот парнишка мечтал.
Мало видел он света,
Добрых слов не слыхал.
Рядом с девушкой верной
Был он тих и несмел.
Ей любви своей первой
Объяснить не умел.
И она не успела
Даже слова сказать.
За рабочее дело
Он ушёл воевать.
За рабочее дело
Он ушёл воевать.
Но, порубанный саблей,
Он на землю упал.
Кровь ей отдал до капли,
На прощанье сказал:
"Умираю, но скоро
Наше солнце взойдёт..."
Шёл парнишке в ту пору
Восемнадцатый год.
Через песню советский человек должен был осознать себя вечным должником: "И где бы ни жил я, и чтобы не делал пред Родиной вечно в долгу". Или " И не было большего долга,/ Чем выполнить волю твою".
Однако апофеоз закончился и начался апофигей
Вот и переделали героическую песню в насмешку:
"Смело мы в бой пойдем
За суп с картошкой,
И повара убьем
Столовой ложкой"
По части культа смерти Сталин многократно превзошел Гитлера, окунув Россию в море крови, а за Победу он заставил заплатить народ такой огромной кровью, что последствия колоссальных народных потерь мы ощущаем и через 75 лет после Победы. До сих пор далеко не все защитники Родины, павшие на войне, похоронены. Вот и пойми почему кровопийцу Сталина народ так любит и ставит ему памятники.
В этой парадигме мы сейчас переходим от стадии заморозки общества к стадии бальзамирования.