Владимир Путин на избирательном участке. Фото: Kremlin.ru

Владимир Путин на избирательном участке. Фото: Kremlin.ru

Дистанционное голосование, конечно же, нужно действующей власти для того, чтобы на следующих выборах – или даже, возможно, во время плебисцита по поправкам в Конституцию – снова обвести избирателей вокруг пальца и накинуть себе и своим кандидатам дополнительные проценты. Такой вывод, к которому мгновенно пришли опытные эксперты, увидев новые поправки в выборное законодательство, вполне логичен. Многолетняя практика показала, что, во-первых, любая корректировка правил приводит к победе партии власти, во-вторых, любое голосование вне стен избирательных участков приводит к скандалам из-за подлогов – поэтому такие прогнозы делаются уже автоматически без боязни ошибиться.

Возможность удаленного голосования депутаты Госдумы инсталлировали в законы экстремально быстро даже по своим меркам. Буквально на следующий день после того, как в СМИ появилась утечка о том, что инициатива готовится, она была внесена и принята в виде поправок ко второму чтению других поправок в закон «Об основных гарантиях избирательных прав…», которые изначально предлагали только возможность сбора подписей в поддержку кандидатов электронным образом, через «Госуслуги». Поправки к поправкам – потенциально взрывоопасную норму завели, можно сказать, из засады, так что никто не успел даже опомниться.

Под дистанционным голосованием имеются в виду две относительно новые практики: голосование по почте и электронное голосование. Объясняются нововведения необходимостью обеспечить проведение выборов в условиях карантина. Эксперименты в этой области, однако, уже проводились, и если их вспомнить, то скепсис оппозиции становится понятнее.

Привычное объяснение

Допустим, голосование по почте. Оно уже разрешалось раньше – на усмотрение регионов, но если не считать пары чисто символических опытов в нулевых, то самой заметной попыткой его применения были выборы 2011 года в Петербурге. Эта попытка совсем не сводилась к статистической строчке «по почте было подано 1524 бюллетеня». Чтобы получить по почте бюллетень и отправить обратно заполненным, нужно было сначала подать заявление, и примерно за месяц до выборов в помещениях избиркомов стали замечать скопления пенсионеров и бюджетников, массово подающих заявления, анкеты начали раздавать родителям в школах. Заявлений в каждый ТИК поступало по несколько сотен, а местами даже тысяч; все это сильно напоминало старое доброе досрочное голосование.