В приемном отделении, где оказывают помощь пациентам c коронавирусной инфекцией или подозрением на нее. Фото: Владимир Гердо / ТАСС

В приемном отделении, где оказывают помощь пациентам c коронавирусной инфекцией или подозрением на нее. Фото: Владимир Гердо / ТАСС

Эпидемия COVID-19 спровоцировала волну напряжения в системах общественного здравоохранения, приостановив их нормальное функционирование. Хотя эта волна рано или поздно спадет, возвращения к до-пандемийной норме, видимо, не будет – вероятность новых подобных событий повысилась. Хорошо бы, чтобы дизайн новой нормы учитывал не только актуализировавшийся риск пандемий, но и более долгосрочные вопросы, которые были до COVID-19 и останутся с нами после.

Какова будет «новая нормальность», после того как сойдет на нет нынешняя волна пандемии и появится возможность переосмыслить долгосрочные вызовы для национальных систем здравоохранения?

Для ответа на этот вопрос предлагаю разделять то, что происходит в медицинской профессии (включая медицинских работников, медицинские организации, фармацевтику, производство медицинского оборудования, науку), с одной стороны, и интересы общественного здравоохранения (дополнительно включающего интересы налогоплательщиков – или бюджета, пациентов, общества в целом), с другой.

Что надо держать в голове

1. Системы здравоохранения будут просить больше денег, причем прирост в потребности финансирования здравоохранения будет выше темпов роста ВВП. Происходить это будет как за счет давления со стороны спроса (растет продолжительность жизни, продолжительность жизни с диагнозами, число пациентов с несколькими диагнозами одновременно), так и со стороны предложения (растет стоимость лекарств и процедур, которые поддерживают повышенную продолжительность жизни, растет количество медработников, которые нужны для поддержания жизни, растут затраты на их образование и зарплаты. По мере развития науки появляется возможность лечить то, что не лечили раньше, появляются новые – обычно дорогостоящие – протоколы лечения).

2. Здравоохранение заинтересовано в повышении продолжительности жизни в гораздо большей степени, чем в ее качестве и сохранении/восстановлении трудоспособности. Администраторам национальных систем общественного здравоохранения нужно будет научиться измерять исход лечения не по параметрам анализы/давление на старте госпитализации vs анализы/давление на выходе из госпитализации, а по гораздо более сложным метрикам, а медицинской профессии – научиться конструктивно отвечать на вопрос «можно ли было восстановить трудоспособность лучше, быстрее?» и «как вы поступаете с врачами/медучреждениями, которые регулярно недолечивают (недовосстанавливают)?». Многим пациентам после выписки нужен постоянный (иногда без перспектив отмены) уход со стороны других членов семьи (выбывающих с рынка труда), сжирающий семейный бюджет на развитие. Чем больше живой, но требующий постоянного медицинского сопровождения (в том числе лекарственной терапии) пациент будет финансовым плюсом для отрасли здравоохранения, тем больше это будет проявлено. Задача администраторов – учитывать внешние (по отношению к самой отрасли здравоохранения) расходы общества, связанные с повышенной продолжительностью жизни с диагнозами.