Третью неделю в Америке продолжаются масштабные протесты против расовой несправедливости и полицейской жестокости. Последние полвека беспорядки по этому поводу вспыхивают в стране регулярно. Однако воз и ныне там – американские полицейские все так же убивают невинных людей, среди которых непропорционально большую долю составляют афроамериканцы, а государство отказывается проводить давно назревшую реформу полицейской службы. Впрочем, есть шанс, что в этот раз все будет иначе – протестное движение пользуется невиданной поддержкой, а его лидеры выдвигают четкие и конкретные реформистские программы, которые обращены и к федеральной власти, и к любому заинтересованному в позитивных изменениях губернатору или мэру.
Между Ираком и Конго
С 2013 года американская полиция с завидной регулярностью каждый год убивает от 1050 до 1150 человек. Это очень много – по отношению количества полицейских убийств к населению США находятся на 22 месте мирового антирейтинга, между Ираком и Демократической республикой Конго, и с большим отрывом опережают все развитые страны. Сами правоохранительные органы, кажется, не слишком заинтересованы в том, чтобы изменить ситуацию – по данным исследовательского центра Mapping Police Violence, на протяжении последних 7 лет в 99% случаев, когда полицейский убивал человека, он не подвергался никакому наказанию или дисциплинарному взысканию.
В статистике полицейского насилия присутствует очевидный расовый перекос – среди убитых полицией как минимум каждый четвертый – афроамериканец, хотя они составляют всего 13% жителей страны. Среди убитых полицией афроамериканцев больше всего безоружных – 17% против 13% в среднем. Риск для черного быть застреленным полицейским в три раза выше, чем у белого.
«Структурный расизм» или «культура насилия»
Сторонники движения Black Lives Matter (BLM) утверждают, что эти цифры свидетельствуют о расизме, который укоренен в американской экономике и правоохранительной системе. Оппонируя им, некоторые исследователи и политические обозреватели обращают внимание на то, что непропорционально высокие объемы полицейского насилия по отношению к афроамериканцам исходят не из расовой предвзятости полиции, но из ее легитимного стремления блюсти порядок – просто зачастую именно в черных сообществах складывается наиболее криминогенная ситуация.