
Альчиде де Гаспери. Фото: wikipedia.org
Свержение диктатора – первый шаг на тернистом пути к рождению свободного государства. После победы сторонников демократии революционные силы должны учредить новую политическую систему, которая сможет обеспечить стране закон, порядок и развитие и в то же время не допустит возникновения новой диктатуры. Эта чрезвычайно трудная миссия осложняется тем, что почти всегда революционному переходу сопутствуют огромные экономические и социальные потрясения – идеальные условия для расцвета радикализма. Два главных тоталитарных режима истории – Третий рейх и Советский Союз – возникли именно из-за слабости постреволюционных демократий.
Один из самых удачных примеров такого демократического строительства – Италия после Второй мировой. В отличие от Германии здесь фашистская диктатура рухнула сама, испугавшись только намека на грядущее военное поражение. Союзники, которые помогли итальянцам освободить страну, передали власть антифашистам и быстро ушли. Итальянцам удалось самостоятельно создать устойчивый демократический режим. Почти сразу после успешного перехода к демократии, которому способствовала невероятная солидарность всех политических сил страны, в молодой республике начался экономический и культурный расцвет.
Самоуничтожение фашизма
Режим Бенито Муссолини на большинстве территорий Италии просуществовал с осени 1922 года, когда после марша на Рим фашистский вождь был назначен премьер-министром, до лета 1943 года, когда дуче низложили собственные соратники.
Недовольство фашистским режимом стало расти с 1942 года, когда итальянские войска начали проигрывать – сначала в Эфиопии, затем в Югославии, Тунисе и на Восточном фронте. Из-за войны продукты стремительно дорожали. После оккупации британцами Эфиопии из продажи пропал кофе, который к этому моменту уже примерно полвека был для итальянцев продуктом почти таким же важным, как хлеб. В марте 1943 года по промышленным регионам страны прокатилась череда крупных забастовок против экономического курса властей.
Сам Муссолини, совсем недавно амбициозный и сильный вождь, превращался в больного и смертельно уставшего старика: из-за поражений итальянских войск в Африке, Югославии и Сицилии у него развилась тяжелая депрессия и нервный гастрит, которые порой мешали ему активно руководить.
Нынешняя власть в Италии вновь заигрывает с фашистским режимом регулярно..
При Берлускони партия внучки Муссолини объединилась с правящей коалицией. Лига (которая раньше Севера, а теперь нет) конечно правая партия, но от фашизма далеко
Немного не так: фашистского толка партии стабильно составляют часть политического спектра, и не такую уж незначительную (особенно на севере). Однако сила политической системы Италии - множество самых разных партий, которым удается формировать такие коалиции, при которых фашисты остаются в меньшинстве. Пока, по крайней мере.
Хочется верить!
Во время локдауна к сожалению мы видели совершенно авторитарные действия, в Милане например.
Если не ошибаюсь, во время высадки в Италии союзники опирались в том числе и на силы местной мафии, имея с ней определённые договорённости. Надо полагать, оказавшися в таких условиях, она оказывала заметное влияние и на послевоенное переустройство страны, в том числе и в политической сфере.
Итальянская мафия Америки принимала деятельное участие в этом (в том числе)
В студенческие годы прогуливал лекции, чтобы посмотреть в "Иллюзионе" фильмы итальянского неореализма. Любимым фильмом стал "Ночи Кабирии". А недавно (года два назад) побывали с женой в Римини на родине Феллини. В предпоследний день сумели съездить в Пеннабилли и даже побывать на территории дома Тонино Гуэрра, жаль, что Лора была в отъезде и с нами общались ее гости из Киева и Тбилиси. Они дополнили нашу экскурсию. День был солнечный и в парке мы хорошо видели профили Федерико Феллини и Джульетты Мазины, которые отбрасывали две птички, отлитые Гуэрра.
Италия очень понравилась: впервые за все наши поездки, когда уже обычно тянуло домой, жена сказала, что еще не хочется уезжать.
Но в Италии до сих пор жива мафия, о которой были страшные итальянские фильмы. Помню "Признание комиссара полиции прокурору республики", а потом и замечательный "Крестный отец". Впрочем, для туристов Сицилия кажется раем (пока там не были).
Ну, параллельно результатом создания "демократического и справедливого государства" в Италии стала его значительная коррумпированность и слабость перед мафиями. И постоянно упоминаемая в тексте ХДП просто деградировала и "взорвалась" в середине 90-х, с "вишенкой на торте" им. Андреотти.
Вообще говоря, чуть гиперболизируя, и с поправкой на разницу европейского и (латино)американского социальных контекстов, Италия была в политическом смысле ближе к Мексике, чем к ФРГ.