Вечером 5 октября в ряду горячих точек постсоветского пространства прибыло – после грязных парламентских выборов в Кыргызстане начались массовые насильственные протесты. События развивались стремительно – протестующие захватили правительственные здания и освободили из тюрьмы осужденных за коррупцию представителей предыдущей правящей элиты, а силовики, которые пытались разгонять протесты, отошли в сторону. К утру в Кыргызстане установилось фактическое безвластие. Оппозиционеры формируют «народное правительство», пока действующий кабинет и парламент отказываются собираться, а президент и вовсе куда-то пропал. Страна зависла в неопределенности и ожидает очередного передела властных полномочий и собственности.
Почему начались протесты?
4 октября состоялись выборы в парламент Кыргызстана – Жогорку Кенеш. Из 16 партий проходной порог в 7% смогли преодолеть лишь четыре.
«Единство» (Биримдик) получила 24,9%. Эта партия поддерживает действующего президента Сооронбая Жээнбекова (сам он беспартийный, но его брат избирался от нее в парламент). Она появилась всего год назад после распада прежней пропрезидентской Социал-демократической партии. «Единство» выступает с левоцентристских позиций и поддерживает евразийство.
Незадолго до выборов председатель партии Марат Аманкулов шокировал публику речью, в которой заявил, что страна «устала от суверенитета» и ей пора возвращаться домой – очевидно, речь шла о присоединении к России. Инициативная группа даже потребовала снять Аманкулова и всю партию с выборов за это высказывание.