В 2004 году, вскоре после того, как Марк Цукерберг создал Facebook, между ним и его другом произошел такой обмен сообщениями:
Цук: так что если тебе понадобится инфа о ком‑нибудь в Гарварде
Цук: только скажи
Цук: у меня больше 4000 имейлов с фотками и адресами (…)
[Имя друга скрыто]: что? откуда ты все это взял?
Цук: сами дали
Цук: не знаю, зачем
Цук: «доверяют мне»
Цук: дебилы
Эта переписка не раз цитировалась как доказательство макиавеллиевского подхода компании к принципам конфиденциальности личных данных, пишет английский математик Ханна Фрай в своей новой книге «HELLO WORLD. Как быть человеком в эпоху машин» (выходит в октябре в издательстве Corpus). Однако 19-летний гений ошибался, считает автор книги: люди рассказывали Цукербергу о себе не просто так:
Это был обмен. За свои анкетные данные они получали доступ к программе, которая позволяла им легко и быстро переписываться с друзьями и родственниками, их объединяло общее жизненное пространство. Это была их личная сеть на бескрайних просторах Всемирной паутины. Не знаю, как вы, а я тогда была уверена, что это честная сделка.
С любезного разрешения издательства мы публикуем два отрывка из раздела «Персональные данные». В первом из них автор объясняет, что не всегда можно понять, насколько наша личная информация ценна как исходный материал. Или наоборот – насколько дешево нас купили. А второй фрагмент – о том, как легко частная программа потребительской лояльности превращается в систему тоталитарного государственного контроля.
Дисклеймер: журнал бесплатно получает электронные версии книг от издателей для рецензирования и публикации фрагментов, однако это обстоятельство не влияет на наши оценки. Журнал не вступает в коммерческие отношения с издательствами и другими участниками книжного рынка.