Фото: Unsplash.com

Фото: Unsplash.com

На днях Министерство цифрового развития России объявило, что отобраны первые приложения для обязательной предустановки на смартфоны, продаваемые в России. Это будут приложения «Яндекса», Mail.ru, «Лаборатории Касперского», «Мой Офис», а также государственные «Госуслуги» и приложение платежной системы МИР. Этот анонс – результат других предыдущих анонсов, постановления правительства и длинной дискуссии госрегуляторов и отечественных цифровых пока-еще-не монополий. (Кстати сказать, уже после анонса Минцифры Госдума снова перенесла срок вступления в силу закона о предустановке – с 1 января на 1 апреля 2021 года.)

Безусловно, закономерный первый вопрос, которым задается пользователь-потребитель-гражданин: «А зачем мне тут понаставили кучу этого всего “ничего”»?

Но эта ситуация важнее, чем просто игнорирование прав потребителей в угоду коммерческим потребностям. Это часть общего тренда на формирование новой инфраструктуры государственной слежки. Все это наложилось на пандемию COVID-19, которая еще сильнее подтолкнула и компании, и государство к ускоренной цифровизации.

Пандемия оказалась удивительным природным явлением – она дала корпорациям big tech и государствам, выстраивающим инфраструктуру слежки за гражданами, веское оправдание их действий.

В обществе существуют очень разные мнения о происходящем. От убежденности в скором появлении полноценного Большого брата до мнения, что государство и корпорации и так знают о нас столько, что новые знания не добавляют новых рисков.

Из чего же состоит экосистема государственной слежки, основанной на слежке за потребителями?

Государственная слежка прошлых лет

  1. Во многих странах существуют государственные службы безопасности, правоохранительные органы и иные специальные органы власти, имеющие право наблюдать за гражданами.
  2. Как правило, их работа строго регламентирована, имеет свои ограничения и поднадзорность органам прокуратуры, парламентским комитетам, иным надзорным органам и судебной власти.
  3. Это не означает, что даже в самых демократических странах не может существовать масштабной слежки за гражданами (да и за жителями других стран), но это предполагает некие правила игры, предполагающие баланс власти между разными органами в доступе к наиболее чувствительным данным.
  4. Эта слежка всегда находит свои основания, список которых включает борьбу с терроризмом, борьбу с наиболее опасными преступниками, противодействие антисоциальному поведению и многое другое.
  5. При этом технологии, использовавшиеся еще в XX веке, – прослушивание телефонов, наружное наблюдение или отслеживание перемещения человека по запросу к сотовым операторам, – всегда были ресурсоемкими и не позволяли одновременно следить за миллионами людей.
  6. Как правило, интенсивное наблюдение могло быть локализовано до конкретной территории (объекта), где могли быть установлены видеокамеры, биометрические сканеры и иные устройства отслеживания перемещения персонала. Или же в отношении относительно небольших групп лиц – через запросы на получение данных или прямой сбор данных от провайдеров наземной и мобильной связи, интернета, банков, платежных систем и так далее.
  7. Иначе говоря, возможности государства по слежке за гражданином долгое время были ограничены стоимостью инфраструктуры и вовлечения людей.
  8. Эта ситуация приводила к тому, что большинство граждан считали: «Кто я такой, чтобы за мной следили?». И это было логично: если ты не выдающийся преступник, не террорист, не важный оппозиционный политик и уж точно не олигарх, то с чего бы тратить огромные ресурсы на прослушку твоего телефона, наружное наблюдение, получение сведений о твоих транзакциях?
  9. Рядовой гражданин, не обремененный преступными мыслями, политикой и большой властью, воспринимал себя никем для государства и не ощущал угрозы слежки, предполагая по умолчанию, что даже если бы за ним следили, то никакой угрозы это бы не несло.