
Фото: Karl-Josef Hildenbrand / DPA / TASS
Нынешнему поколению невероятно «повезло»: на его век уже пришлось два колоссальных по своим масштабам экономических потрясения.
Сначала глобальный кризис 2007–2009 годов, в ходе которого на грани коллапса оказались финансовые системы развитых стран. Экономические последствия не замедлили сказаться – да так, что постепенно вошедший на Западе в обиход эпитет «Великая рецессия» с явным референсом к депрессии прошлого века вовсе не выглядел преувеличенным. В любом случае по окончании глобального финансового кризиса сложно было ожидать чего-либо сопоставимого в непосредственной близости.
Тем не менее в копилке нашего опыта теперь есть еще и пандемия-2020, за несколько месяцев разрушительно прокатившаяся по всем континентам. Очевидно, что нынешний кризис уже превзошел по масштабам все «величие» рецессии десятилетней давности, нанеся гораздо больший урон – причем не только жизням и здоровью миллионов, но и мировому экономическому развитию. Пожалуй, впервые в истории человечества интересы экономики были осознанно и практически повсеместно принесены в жертву гуманитарным соображениям. Болезненные карантинные меры, предусматривавшие приостановку работы предприятий и принудительную изоляцию граждан, были направлены в первую очередь на то, чтобы замедлить распространение болезни, снять дополнительную нагрузку с системы здравоохранения и предотвратить гибель людей.
Но долгосрочный ущерб коронавирусного кризиса оказывается гораздо выше и вовсе не сводится к непосредственному влиянию на хозяйственную активность самой эпидемии и ограничительных мер по борьбе с ней. В этом случае в экономике налицо действие известного из физики «эффекта гистерезиса»: система, выведенная из равновесия временным шоком, впоследствии, когда этот импульс утрачивает силу, уже не может вернуться в прежнее состояние. Причина заключается в том, что под воздействием шока меняются свойства самой экономической системы и ее поведение начинает подчиняться совсем другим закономерностям.
Ждём Клауса Попова с его "Рыночек порешает."
Согласен с тем, что система в ходе восстановления не придет в прежнее состояние, но не думаю, что это будет чем-то ужасным. ХХ век пережил две страшные мировые войны, локальные конфликты, взлеты и падения мировой экономики, но выжил, более того, продолжил успешное развитие.
Но дальнейшее восстановление пойдет неравномерно. Развитые страны выйдут из шока первыми и еще более оторвутся от развивающихся стран. Интересно было бы составить прогноз о масштабах неравномерности, и на его основе предсказать, каковы будут последствия нарастающего неравенства в условиях глобализации.
Не совсем понимаю, зачем нужно искать более умные и сложные системы перераспределения, если работают старые-добрые, очень простые и оч. надёжные. Такие как в РФ или Беларуси, или Сев.Корее. У провластной группировки все силы и права, за небольшие деньги содержится класс охранников-боевиков, которые контролируют территорию и население, которое живёт в землянках, жрёт крапиву, качает для них нефть, платит дань/налоги и пр. В условиях новой эпохи дигитализации и мирового обособления эти системы станут ещё более устойчивыми и жизнеспособными. Heil Hydra!
Вэй, многие люди юмора и шуток не понимают...
Собственно, я собирался сказать то же самое, что и Вы.
Замечательный анализ. Спасибо, Олег! Ко всем этим объективным ужасам следует добавить чудовищный непрофессионализм в управлении экономикой и жизнью людей в некоторых слабо развивающихся странах...
Любите фильмы ужасов и катастрофы? Шоки ХХ века были куда серьезнее и разрушительнее, а восстановление было всегда стремительным и нелинейным - апроксимация старых трендов на горизонте больше 10 лет не работает уже лет 200. Эпидемия не уничтожает ни значимое количество людей в мировом масштабе, ни капиталы, ни средства производства, а производительность труда только растет.
Спасибо, очень хорошая статья. Поневоле задумаешься, что не самая смертельная и опасная болезнь пришлась как нельзя кстати для увеличения доли государства и его влияния во всем и везде. В основном путём раскалённого использования печатного станка и пока доверия к тому что этот станок производит. И пока это самый «популярный» продукт made in USA. И ещё одно замечание - мировой фондовый рынок думает что гистерезиса не будет, а мы снова заживем как прежде уже к июлю 2021. Интересное время.
Скоро трамп вернется и все наладит. Все будет хорошо. Трамп это наше всё!
завали хл.бало , тварь бесполезная.
Сема, ты там скажи нацменьшинствам, которые тебя имеют в жо.., чтобы они сбавили темп. А то у тебя совсем крышак набекрень уже)))
слышь п.дар гнойный. Ч.мо малолетнее. Тебе самому-то не стыдно быть такой трусливой тварью? Ты контакт дай если такой борзой, вот я тебя за слова и научу отвечать.
Another keyboard commando...
Вернер. Как тебе сказать....И сам могу, и коллектив для поддержки найдется. Ваня бз..т просто. Он не привык за баз.р отвечать.
Очень классная статья, спасибо!
Итак, пандемия и последующее рефлекторное сжатие экономики (цифровая инфраструктура для которого уже в наличии), как защитная реакция геобиоценоза на не в меру оборзевшее человечество...
Интересно добавить ещё один параметр вариативности - неизбежную демографическую убыль. Это падение многих рынков
Тут кто-то недавно писал про падение на 50% к 2100. Всё к тому идёт. Гайя, как экосистема, только вздохнет с облегчением. Для человечества - это будет трагической встряской.
Падения чего относительно чего? Рынки упадут на 50% к доллару? Или золото станет дороже? Пока еды хватает на планете всё будет ок. А производить еду к 2100 году я думаю научатся на Марсе уже.
Речь в статье про интервью с писателем Peter Watts шла о резком сокращении населения планеты. Прошу прощения, что не четко выразил мысль.