Продавщица мясного отдела. Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС

Продавщица мясного отдела. Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС

Российский сектор услуг нередко упоминался экономистами как отрасль, которая позволила исправить диспропорции на рынке труда, сформировавшиеся в советский период. Государство, фактически единственный работодатель во времена СССР, распределяло рабочую силу и различные ресурсы в соответствии с собственными приоритетами, которые заметно отличались от приоритетов общества. Это приводило к избытку рабочей силы в одних отраслях и недостатку в других. Среди последних можно отметить сферу услуг. Советская экономика концентрировала ресурсы на развитии военной промышленности, а сектор услуг не входил в приоритеты руководства СССР.

Советское наследие

Советский сектор услуг был небольшим, плохо оснащенным и неудобным. Это, в частности, хорошо ощущалось в туристической сфере, где более качественная курортная инфраструктура доставалась преимущественно различным элитам (при этом нередко не соответствуя их запросам) и почти не доставалась массовому отдыхающему. Например, в Крыму семьям, приехавшим на отдых, часто приходилось останавливаться в комнатах, а иногда и пристройках, принадлежащих местных жителям, пользоваться плохо обустроенными или необустроенными пляжами, ежедневно испытывать на себе недостатки системы общественного питания и сталкиваться со множеством других неудобств.

Поэтому результаты развития сферы услуг в постсоветское время нередко отмечаются экономистами с удовлетворением. Подчеркивается, что часть сектора, представленная малыми и средними предприятиями, в наибольшей мере функционирует по рыночным правилам и активно инвестирует в свое развитие. Кроме того, за постсоветский период появились принципиально новые отрасли услуг, такие как сектор информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Были модернизированы некоторые отраслевые сегменты, например, супермаркеты, сегодня представленные достаточным числом развитых торговых сетей. В последние годы в России реализуются различные проекты городского благоустройства, отличающиеся спорной эффективностью, но, тем не менее, способствующие модернизации в том числе и туристической инфраструктуры.

Однако сектор услуг важен не только для потребителей. Так как эта отрасль предоставляет экономике значительную долю рабочих мест, она играет большую роль и для работника. И со стороны рынка труда поводов для положительных оценок значительно меньше.

Действительно, сектор услуг преобразовал рынок труда, устранив в нем дисбалансы, вызванные административным управлением экономикой в советскую эпоху. В определенном смысле он пришел на смену механизму принудительной всеобщей занятости, поддерживавшейся репрессивными законами, наказывавшими тех, кого советская власть считала тунеядцами. В постсоветскую эпоху, с одной стороны, были отменены эти самые репрессивные законы, а с другой, в России так и не появилась развитая система социального страхования, позволяющая человеку взять паузу на рынке труда, если в такой паузе возникает необходимость. Если во времена СССР индивида на работу гнал страх перед властями, то в постсоветское время это уже был страх перед стихией рынка. Во многом из-за этого страха люди и отправлялись работать в расширяющийся сектор услуг.