kremlin.ru

Минувшая неделя, в отличие от двух предыдущих, не стала подготовкой к новым протестам. Некоторое напряжение, несомненно, сохранялось: в субботу в Санкт-Петербурге полиция решила оцепить городской центр и закрыть несколько станций метро, а воскресенье нечто подобное происходило на Манежной площади в Москве. Но подобные меры были явно избыточными. Оппозиция посчитала за благо повременить с продолжением акций. «От митингов мы не отказываемся, мы берем небольшую паузу, – заявил в интервью “Медузе” Леонид Волков, руководитель сети региональных штабов Алексея Навального.

И все-таки повестка первых дней февраля чуть менее чем полностью концентрировалась на причинах и следствиях январских волнений. Конфликт Кремля с оппозицией достиг масштабов, беспрецедентных для постсоветской истории России. И, кажется, власть сделала все от нее зависящее, чтобы это было именно так.

Дело не только в продолжающихся судебных заседаниях с участием политика, во всех красках демонстрирующих миру суть российского правосудия. Фигура Навального превратилась в мощный генератор новостей, затронув нерв международной политики, а также все еще зависимой от нее российской экономики. Неделя была перенасыщена поводами в этом убедиться.

Фамилия политика не сходила с уст главы дипломатии ЕС Жозепа Борреля, посетившего на неделе российскую столицу с официальным визитом. Новоизбранный президент США Джо Байден связал с Навальным (хотя и не только с ним) свое грозное намерение “повысить цену”, то есть усилить санкционное давление на Москву.

Тем временем перспективы “Северного потока –– 2” стоимостью €9,5 млрд, из которых половина приходится на вложения “Газпрома”, сейчас еще более туманны, чем были осенью, вскоре после провалившейся попытки отравления политика. Да, немецкий канцлер Ангела Меркель по-прежнему не желает увязывать российский газ с российской политикой. И, строго говоря, не она одна.

“Я приветствую тот факт, что федеральное правительство Германии придерживается “Северного потока – 2”. Я не верю в то, что необходимо связывать необходимую реакцию на действия против оппозиционера Навального со строительством газопровода”, – поддержал коллегу канцлер Австрии Себастьян Курц. / Армин Лашет, новый лидер Христианско-демократического союза (ХДС), который в этом году должен сменить Меркель на ее посту, демонстрирует приверженность той же позиции: “На протяжении 50 лет, даже в агрессивные времена холодной войны, Германия покупала газ у Советского Союза, теперь – у России. Правительство Германии следует правильным курсом”.

В то же время в свежей колонке, написанной для Bloomberg, главный редактор ежедневной деловой газеты Германии Handelsblatt Андреас Клут отмечает нарастающую оппозицию строительству в рядах ХДС и “Свободных демократов”, ратующих за завершение проекта (так, на неделе глава комитета бундестага по внешней политике и член ХДС Норберт Реттген предложил Брюсселю, Москве и Вашингтону согласовать мораторий на достройку “Северного потока – 2”, который позволит убедиться в том, что газопровод не станет “геополитическим оружием против восточноевропейских стран”). Называя желание Германии отстоять трубопровод “бесчувственным упрямством, вызывающим тревогу”, автор считает неизбежным ослабление его поддержки после сентябрьских федеральных выборов в парламент. По их итогам, как ожидается, в правительстве заметно возрастет влияние зеленых, последовательно выступающих против “Северного потока –– 2”. Одновременно, напоминает Клут, заморозить проект настроены “почти все, от Украины и Латвии до Литвы, Эстонии и Польши”, а также Франция и Европарламент – и “это сопротивление сделалось особенно яростным после отравления, а затем и вынесения приговора лидеру российской оппозиции Алексею Навальному”.

kremlin.ru

Резонанс событий вокруг Навального даже привлек внимание международных рейтинговых агенств. По мнению аналитиков Fitch, акции протеста в поддержку оппозиционера могут привести к росту бюджетных расходов в текущем году по сравнению с более ранним прогнозом, одновременно повысив санкционные риски:

“Мы считаем маловероятным, что санкции США помешают обслуживанию существующего суверенного долга; наш базовый сценарий также не включает санкции, которые препятствуют российским банкам осуществлять операции в долларах США. [Тем не менее] арест и осуждение российского оппозиционера Алексея Навального несколько увеличили вероятность целенаправленных санкций ЕС. Протесты по поводу ареста Навального стали более масштабными, чем раньше, с риском дальнейших социальных волнений”.

И все это так или иначе связано с человеком, от которого, как мы знаем, российский президент хотел бы избавиться любой ценой, но не готов публично называть по имени. В котором кремлевская пропаганда отказывается признавать политика, продолжая (в отсутствие иных указаний) брезгливо называть его “блогером”. И которого руководство российского МИДа объявляет лишь удобным поводом для “западных политиков думать, что они таким образом смогут отвлечь внимание от глубочайшего кризиса либеральной модели развития”. В свежих Хрониках госкапитализма:

Госинвестиции. “Через 5–10 лет Крым должен превратиться в Монако. Нет никаких сомнений, что так и будет”