Йошкар-Ола. Фото: pixabay.com

Йошкар-Ола. Фото: pixabay.com

Не в Калугу корм

Калуга – адрес «русского экономического чуда», куда с середины 2000-х приходил каждый восьмой доллар иностранных инвестиций в Россию. Здесь в 12 промышленных парках до сих пор пыхтят заводы Volkswagen, Peugeot, Samsung, Continental, Mitsubishi, Volvo, General Electric. И вроде бы логично предвкушать в Калуге «умный город» с деловым центром, подземными парковками и Wi-Fi-интернетом в каждом сквере. Но здесь нет ни метро, ни кольцевой автодороги, ни даже тротуарной плитки на центральных улицах.

Успешная Калуга отличается от соседнего депрессивного Брянска только большим количеством торгово-развлекательных центров, пабов и брассерий с претензией на хороший вкус. Зато новодел сильно покосил двухэтажный исторический центр, превратившийся в чересполосицу XIX и XXI веков. Для приезжих Калуга – по-прежнему «город Циолковского», а молодежь с советских времен тусит у «Шарика» – аллегории Земли на берегу Оки. 20 лет назад вандалы ободрали с доминанты медные элементы, а власти только обещают их восстановить.

«Шарик». Фото: wikipedia.org

Бюджет Калуги в 2021 году составит 13 млрд рублей, из которых более 70% уйдет на образование и социалку. Около 8 млрд доходной части составят безвозмездные поступления из центра. То есть за «целевое использование» каждого рубля придется отвечать перед областью и перед Москвой. Закон простой: экономь на чем хочешь, но своди бюджет в ноль. А какое может быть развитие, если на латание труб не хватает? «Калужское чудо» началось с того, что область в 2004-м наскребла по сусекам миллиард, взяла в банке еще 5 млрд и сделала площадку под первый технопарк в Ворсино. Сегодня центр вряд ли позволил бы себе подобную авантюру.

До бюджета города и в лучшие времена доходило не более 1% общей налоговой массы местных предприятий. Практически у любого областного центра схожая судьба. И не важно, несет он в федеральную казну золотые яйца или сам живет на дотации из Москвы. По словам директора региональной программы Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич, муниципалитетам достается 15% от налога на доходы физлиц, налог на землю и малое предпринимательство. И все! Это слезы – ни денег, ни полномочий.

Конечно, Москва, Петербург, Сочи и Грозный живут по другим правилам. Особая история в Казани и в Крыму. Нижний Новгород, Новосибирск, Краснодар и Екатеринбург – центры экономически сильных регионов, которые могут худо-бедно вкладываться в удобства для жителей. Но большинство российских городов выживает по принципу «голь на выдумки хитра».